Размещаем груз в контейнере (Часть 2)

А. Трофилькин

В предыдущей публикации мы показали несколько схем укладки грузов, размещенных в таре наиболее простой формы – пакетированных на поддонах размерами 800х1 200 и 1 000х1 200 мм и упакованных в ящики различных размеров. Однако иногда возникает необходимость расположить в контейнере грузы и более сложной, например цилиндрической, формы (рулоны бумаги или металлической ленты, металлические барабаны и т. п.). Отдельные крупногабаритные грузы, такие как ящики, оборудование, технику, допускается крепить без использования прокладок и брусков, с помощью одних только проволочных (цепных) растяжек.

Мы уже говорили о том, что большое значение для сохранности груза имеет равномерное распределение нагрузки от него на двери, торцовые стенки и пол контейнера. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • не допускается помещать в контейнер грузы, которые образуют значительные нагрузки на небольших площадях поверхности пола и других внутренних элементов контейнеров. Крепить грузы следует так, чтобы нагрузка равномерно распределялась по максимально возможной внутренней площади поверхности контейнера;
  • необходимо заполнять все зазоры между грузом и стенками контейнера при помощи подручных или специальных средств, и в этом случае удобно использовать, например, пустые поддоны, которые, как правило, есть на любом складе, деревянные бруски, надувные емкости и т. п.:
  • если необходимо разместить несколько единиц груза разной формы, каждую следует крепить отдельно;
  • запрещается штабелировать грузы с разным числом ярусов.

В целом следует руководствоваться таким общим правилом: в одной половине контейнера не должно быть сконцентрировано более 60% массы всего груза.

Помимо этого погрузка должна осуществляться таким образом, чтобы в процессе перегрузки каким-либо подъемно-транспортным оборудованием (например, контейнерным погрузчиком, козловым краном, краном-перегружателем и др.) обеспечивалось устойчивое горизонтальное положение контейнера. В противном случае он может накрениться, и груз, сместившись, нарушит запорное устройство, выдавит двери или торцовые стенки контейнера. Также не допускается грузить в контейнере тяжелые предметы на легкие и запрещается распределение груза с эксцентриситетом.

Основные правила перевозки легкового автомобиля по железной дороге в контейнере

Фирмам – продавцам автомобилей часто приходится транспортировать эту технику по железной дороге. Легковые автомобили, если партия достаточно большая, обычно перевозят на специализированных двухъярусных платформах с обрешеткой или без нее. Погрузка и закрепление автомобилей на подвижном составе производятся в основном на подъездных путях, разгрузка – в местах общего пользования, для чего применяют специальные устройства, размещаемые либо стационарно, либо непосредственно на вагоне для выгрузки автомобилей со второго яруса. Основные трудности при такой перевозке возникают на пограничных переходах, где приходится переставлять платформу с одной колеи на другую. Эти проблемы в настоящее время решены там, где это возможно, путем перестановки вагонных тележек; также ведутся разработки по созданию раздвижных колесных пар.

На Российских железных дорогах часто практикуется перевозка легковых автомобилей в универсальных 20-футовых контейнерах с соответствующим размещением и креплением. Этот способ перевозки дешевле и экономичнее, чем описанный выше, а кроме того, его можно использовать и при перевозке машин в контейнерах автомобильным транспортом, если требуется перевезти один-два автомобиля. Крепление машины производят с помощью брусков и проволочных растяжек. К размещению автомобиля в контейнере предъявляются следующие основные требования:

  • перед погрузкой автомобиль должен быть очищен от пыли и грязи, бензин слит, аккумуляторная батарея отсоединена, двери и окна закрыты, исключена течь масла и охлаждающей жидкости;
  • после погрузки автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом и переключен на первую передачу;
  • растяжки одним концом крепят за анкерные устройства контейнера в нижней части боковых или торцовых стенок, а другим – за силовые элементы автомобиля (буксировочные устройства, рессоры, технологические отверстия в ободьях колес и т. п.). Длина гвоздей для скрепления брусьев должна быть такой, чтобы исключалось повреждение пола контейнера;
  • после погрузки и крепления грузоотправитель закрывает и пломбирует контейнер.

Помимо этого для транспортировки автомобилей можно использовать специализированные контейнеры с двухъярусной загрузкой, однако они пока не нашли широкого практического применения.

Некоторые сведения о подвижном составе

При отправке грузов из Москвы наиболее дешевым видом контейнерных перевозок является перевозка по железной дороге. Возможно, многим грузоотправителям будет полезно иметь хотя бы самое общее представление о подвижном составе, на котором перевозят контейнеры, и о правилах перевозки. Если груз поврежден (или украден, что тоже случается) вследствие нарушения этих правил, его владелец вправе потребовать от перевозчика возмещения соответствующих убытков.

Для перевозок крупнотоннажных контейнеров применяется специализированный подвижной состав общей длиной 40 и 60 футов. В связи с расширением использования в международных и внутренних перевозках специализированных контейнеров (кроме универсальных), которые отгружают, как правило, с подъездных путей, необходимо знать основные правила размещения порожних и груженых контейнеров на платформах каждого типа, т. е. длиной 40 и 60 футов. Изотермические 20-футовые контейнеры (типов IC, ICC) и контейнеры-цистерны перевозят только по две штуки на 40-футовой платформе. При перевозке на 60-футовой платформе их размещают симметрично по середине или по краям в случае необходимости установки в средней части платформы порожнего контейнера. Контейнеры-цистерны и изотермические контейнеры должны располагаться так, чтобы обслуживаемые торцы были обращены наружу вагона. Перевозка одиночных контейнеров этого типа по одному не рекомендуется, а по железным дорогам России запрещается. В тех случаях, когда такая перевозка необходима, двери контейнера должны быть надежно запломбированы.

Груженые универсальные 20-футовые контейнеры размещают на подвижном составе без ограничений полным или неполным комплектом на 60-футовых платформах либо посередине (один-два контейнера), либо симметрично по краям (два контейнера). При перевозке по Российским железным дорогам их следует располагать дверями внутрь. При необходимости универсальные контейнеры и контейнеры для сыпучих грузов можно размещать на универсальном 40-футовом подвижном составе (платформы, полувагоны с высотой бортов не более 3,5 м). Во избежание перемещений вдоль платформы контейнеры закрепляют с помощью двух поперечных брусков, укладываемых вплотную к торцовым бортам, и в распор между контейнерами поперек вагона укладывают брус, к которому прибивают распорные бруски, упирающиеся в фитинги. Общая масса контейнеров, размещаемых на вагоне, не должна превышать трафаретной грузоподъемности вагона. Это касается прежде всего специализированных 20-футовых контейнеров массой брутто 30,48 т.

[b]Варианты размещения и крепления металлических барабанов, рулонов металлической ленты и подобных грузов в один и два яруса в контейнере длинной 6 058 мм:[/b] 1 - подкладка; 2 - упорный брусок; 3 - распорный брусок; 4 - пристенная прокладка; 5 - щит; 6 - прокладка между грузами нижнего и верхнего ярусов

Допускается и совместная перевозка груженых и порожних контейнеров. В этом случае на 60-футовой платформе можно разместить один порожний контейнер (посередине) и два груженых, при этом разница в массе груженых контейнеров не должна превышать 12 т. При размещении трех груженых контейнеров посередине следует устанавливать контейнер наибольшей массы брутто. Если один из размещаемых контейнеров на 60-футовой платформе является 40-футовым, то он должен иметь загрузку не менее 13,5 т, а второй размещаемый контейнер (20-футовый) – не менее 6,4 т. Разница в нагрузке на тележки вагона не должна превышать 10 т.

В заключение хочется дать еще один простой, но полезный совет тем, кто впервые имеет дело с перевозками в контейнере. Когда контейнер пришел на ваш склад, не поленитесь первым делом заглянуть внутрь и проверить, нет ли в нем повреждений и дырок, достаточно ли плотно закрываются двери и замки, не повреждены ли уплотнения, не прогнил ли пол... Поверьте, когда контейнер будет загружен, а уж тем более отправится в путь, именно от этого в большой степени будет зависеть сохранность вашего груза. Только что-то исправить тогда будет уже гораздо сложнее.