Технологии кросс-докинга (Часть 2)

Владимир Пензев,
управляющий партнер ООО «А+логистика»,
генеральный директор ООО «Эквинокс Рус»,
доцент кафедры «Управление цепями поставок» НИУ-ВШЭ,
канд. техн. наук
[b]Владимир Пензев,[/b] управляющий партнер ООО «А+логистика», генеральный директор ООО «Эквинокс Рус», доцент кафедры «Управление цепями поставок» НИУ-ВШЭ, канд. техн. наук

Исходя из интенсивности грузооборота, скоординированности транспортных потоков, площади склада и, в конечном итоге, времени формирования заказа, для одно- и двухэтапного кросс-докинга могут применяться разные подходы к проектированию системы складирования, объемно-планировочных решений и, соответственно, построению логистических процессов. Т.е. при наличии достаточных площади и времени складские места могут располагаться непосредственно на полу и обрабатываться с него (рис. 6) – при таком подходе обеспечивается максимальная скорость грузопереработки и минимальное количество грузоподъемной техники. В противном случае устанавливаются стеллажные конструкции (рис. 7). При этом формирование заказа осуществляется снизу вверх, т.е. на нижнем ярусе происходит комплектование заказа на уровне палеты, и по мере достижения максимального объема складское место (палета) перемещается на верхние ярусы. В дальнейшем происходит отгрузка заказа.

В случае, если к поступающей части товара необходимо добавлять часть товара, находящегося на складе, что происходит довольно часто, применяется смешанная технология грузопереработки.

Рис. 6. [b]Осуществление технологии кросс-докинга без применения стеллажных конструкций[/b]
Рис. 7. [b]Осуществление технологии кросс-докинга с применением стеллажных конструкций[/b]

6. Подсортировка со склада (рис. 8). Имеет место, когда к пришедшему товару при перегрузке в другие транспортные средства добавляется товар, хранящийся на складе. Данная процедура может осуществляться при любом из видов кросс-докинга.

Ранее были перечислены только несколько возможных рабочих случаев использования кросс-докинговых схем. В действительности же, как показывает и мировая, и российская практика логистики, ситуаций, когда лучшим логистическим решением при движении товаров и грузов следует признать кросс-докинг, великое множество. Всегда вопрос состоит только в грамотном расчете самой схемы кросс-докинга и наличии подходящей под условия конкретной логистической задачи площадки, отвечающей требованиям планируемой грузо- и товаротранспортной операции.

Рис. 8. [b]Подсортировка со склада[/b]

В частности, рис. 1–5 (см. начало статьи в № 4 за 2018 г.) и рис. 8 отражают технологии кросс-докинга, когда минимальной грузовой единицей является либо монокоробка (по сути своей, коробка, сформированная еще производителем), либо микскоробка (коробка, сформированная поставщиком). В данном случае применяется известная всем грузоподъемная техника: погрузчики, ричтраки, штабелеры, электротележки и т.д.

Но на практике очень часто требуется кросс-докинг на уровне единичной упаковки. Ярким примером этого может служить ритейл одежды, грузопереработка печатных изданий, периодики, медиапродукции или же почты. В этом случае применяют различного рода сортировочные системы. Главное требование, предъявляемое технологией кросс-докинга, в случае, когда приходящий на склад товар по большей части своей должен быть зарезервирован под конкретных грузополучателей, входящих в перечень поставки, т. е. заранее известно, куда пойдет товар (единичная упаковка), соблюдается неукоснительно.

Среди сортировочных систем можно выделить следующие.

Hang sorter – сортировочная система предназначенная для сортировки товаров на вешалах. Специальный крюк сортировщика сбрасывает товары на рельсы скольжения, где они могут быть упакованы в специальные контейнеры или направлены в зону отправки на специальном конвейере, в ручной тележке или другими способами. Основные виды перерабатываемого товара висящие товары: одежда, короба и др.

Oval sorter – сортировочная система овальной формы, предназначенная для сортировки товаров в мягкой упаковке (одежда). Товар кладется на лотки (специальные подносы). Лотки открываются над нужным местом распределения товара и попадают прямо в отправочный короб, мешок или контейнер.

Line sorter – линейная автоматическая система сортировки товаров,основанная на конвейерном принципе. Применяется для товаров в твердой упаковке: мультимедийная продукция, почта, электроника и т.д. Товар кладется на лотки (специальные подносы), как и в предыдущем случае, но, в отличие от него, товар скатывается в короб по специально наклоненному лотку.

Slide tray sorter – устройство сортировки овальной формы, работающее со специальными лотками, наклоненными под углом 45°. При открытии нижнего конца лотка товары выскальзывают из него под действием силы тяжести на место назначения. Такой тип сортера мoжет обрабатывать широкий спектр продуктов: CD- и DVD-диски, книги, коробки, бытовую электронику, конверты, почтовые посылки или упакованную одежду/ обувь.

Crossbelt sorter – линейное устройство сортировки с поперечными лентами. Отдельные товары кладутся на поперечныe ленты сортера. Во время работы сортера специальные ленты могут двигаться влево или вправо, и в нужный момент товар направляется в отправочный накопительный бункер, откуда перекладываются в короб.

Пример конструкции одной из сортировочных систем показан на рис. 9. В данном случае сортер устанавливается на антресоли склада. Разгружаемые палеты (складские места) помещаются в зоне разгрузки и расформировываются по отдельным грузовым единицам (коробкам). Коробки подаются на ленту конвейера и поступают в зону сортировки (рис. 10). После сортировки товара по заказам коробки, предназначенные для дальнейшей транспортировки с помощью конвейера, спускаются в зону погрузки, сортируются по грузополучателям и доставляются по указанному на складском месте (грузовой единице) адресу.

Рис. 9. [b]Принципиальная схема установки сортировочной системы[/b]
Рис. 10. [b]Принцип подачи коробов на сортировочную систему, сортировки товара и передачи уже отсортированной продукции в зону погрузки[/b]

Здания для кросс-докинга

Для нормальной работы технологии кросс-докинга необходимо складское помещение (площадка), обладающее достаточным количеством ворот (желательно одни ворота на 300–500 м2 площади) с достаточным количеством грузоподъемной техники.

Теоретически, при выполнении операций кросс-докинга склад в классическом его понимании не нужен. Здесь больше подойдет невысокое помещение прямоугольной формы, оборудованное с двух сторон погрузо-разгрузочными доками, что позволит минимизировать пробеги техники, обрабатывающей товар, и разделить входящий и исходящий товарные потоки. В данном случае неприемлемы частая сетка колонн, изъяны напольного покрытия, недостаток площадей для маневрирования разногабаритного транспорта. Классическим же вариантом является совмещение в едином складском комплексе зоны для кросс-докинга и зоны высотного хранения. В то же время при проектировании должны быть предусмотрены значительные площади под стоянку автомашин.

Стоит отметить различия в технологии складских зданий для кросс-докинга и традиционного типа хранения. Главное отличие заключается в том, что при равной площади склада для организации кросс-докинга ширину здания обычно принимают величиной порядка 1/3 длины. Это приводит к тому, что по длине здания можно разместить большее число доковых зон (рис. 11).

Рис. 11. [b]Склад для кросс-докинга без применения стеллажных конструкций общей площадью порядка 9600 м[sup]2[/sup][/b]

В случае применения стеллажных конструкций увеличивается количество проходов и уменьшается длина стеллажей, что позволяет иметь одновременный доступ к большему числу товаров (грузов) (рис. 12).

Рис. 12. [b]Склад для кросс-докинга с применением стеллажных конструкций общей площадью порядка 9600 м[sup]2[/sup][/b]

Если мы имеем дело с традиционным складом, то его длина и ширина принимаются исходя из технологии грузопереработки. При наличии возвратных потоков ширина склада должна составлять около 2/3 длины, что обусловлено требованиями нормативных документов – СНиП 31-04-2001 и «Складские здания; НТП-АПК 1.10.17.001-03. Нормы технологического проектирования баз и складов общего назначения предприятий ресурсного обеспечения» – к длине стеллажей (рис. 13)

Рис. 13. [b]Традиционный склад с возвратными товарными потоками общей площадью порядка 9600 м[sup]2[/sup][/b]

Согласно нормативным документам длина ряда стеллажей без пожарного разрыва не должна превышать 40 м. В этом случае, с одной стороны, строительство складов с шириной более 2/3 длины экономически не выгодно, а с другой, при таком соотношении длины и ширины можно минимизировать холостые пробеги грузоподъемной техники.

Если традиционный склад предусматривает прямоточные потоки, то за основу берется здание равной длины и ширины (рис. 14).

Рис. 14. [b]Традиционный склад с прямолинейными потоками общей площадью порядка 9600 м[sup]2[/sup][/b]

Большая длина склада для кросс-докинга приводит к необходимости проектирования и строительства зданий различной конфигураций (H, I, L, T, U-образных) (рис. 15). Для различного количества воротных доков выгоден определенный тип здания (например, тип I оптимален при количестве ворот менее 150 шт., Н – более 300 шт.).

Рис. 15. [b]Различные виды форм зданий для организации технологии кросс-докинга[/b]

В заключение хотелось бы отметить следующее.

При разработке и принятии решения о наиболее подходящей для вашего случая технологии кросс-докинга важно, в первую очередь, оценить имеющиеся возможности вашего предприятия. Изменения, которые необходимо внести, зависят от объема поставок и требований к обработке выбранных вами товаров. Обычно чем меньше товаров обрабатывается одновременно, тем меньше требуется обновлений. Вид обработки груза также будет в значительной степени влиять на ваш проект. Простую транспортировку укомплектованных палет с зоны приемки в зону отгрузки внедрить легче, чем, например, разработать процесс двухэтапного кросс-докинга (pick-by-line), для чего могут потребоваться сложные конвейерные и сортировочные системы.

Поскольку интенсивность грузопереработки при выполнении операций кросс-докинга значительно выше, чем при работе традиционного склада, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и эффективно ее использовать, отслеживая общее количество недостач в заказах, расхождения или повреждения в полученной продукции. Выявленная информация должна незамедлительно отправляться клиентам, чтобы они могли оперативно отреагировать на отклонения. Для этих целей, как подчеркивалось ранее, необходимо иметь не только WMS-систему, но и ее интеграцию с ERP-системами поставщиков и грузополучателей. При этом «сквозное» использование (поставщик – оператор кросс-докинга – грузополучатель) штрих-кода и радиочастотных меток (RFID) повышает производительность склада, также обеспечивается отслеживание заказов в режиме реального времени и уменьшение числа ошибок, характерных для бумажного документооборота.