Такие разные погрузчики (Часть 2)

Вчера и сегодня техники для обработки грузов
Подготовили В. Антонов и Л. Цинцевич

Погрузчики c боковым расположением вил

Вилочный погрузчик c боковым расположением вил (Sideloader) задуман в первую очередь как машина для перегрузки и транспортировки деревянных досок, металлических профилей или труб и других длинномерных изделий по складу c узкими проездами. Первый такой погрузчик c дизелем изготовили в 1958 г. в Великобритании братья Невилл (Neville) и Тревор (Trevor) Боуманн Шоу (Bowman Shaw). В 1959-м на первые роли в этом сегменте вышли также итальянцы Амилькар Баттионе (Amilcare Battionе) и Джанфранко Пагани (Gianfranco Pagani), которые выпустили на рынок собственный «боковой» погрузчик. Вслед за ними к производству таких моделей приступили немецкие компании Baumann и Irion (в настоящее время обе марки объединены в фирме Sideloading Handling Systems). В 1980-е гг. дизельный модельный ряд пополнили «боковые» погрузчики c электроприводом (первую электрическую модель создала фирма Baker (США) еще в середине 1930-х гг.).

Другими специализированными изготовителями погрузчиков c боковыми вилами являются Terra (Австрия, марка Jumbo), Desta, SCS и VРК (все – Чехия), Fanfuzzi (Италия), немецкие Hubtex и Xelan (марка Viesel) и Combilift (Ирландия). Из крупных фирм-производителей напольного транспорта подобные модели выпускает только немецкая компания Linde MH.

Четырехходовые погрузчики

Эта техника также служит для перегрузки и транспортировки длинномерных грузов и в этом отношении представляет собой вариант «сайдлоудера», однако каждое колесо таких погрузчиков имеет отдельный привод, в результате чего они могут передвигаться во взаимно перпендикулярных направлениях без поворота корпуса. Четырехходовые погрузчики (4-way forklift trucks) оснащены выдвигающейся по горизонтали классической мачтой рамного типа и принципиально имеют такую же конструкцию и назначение, что и четырехходовые ричтраки. Основным производителем этих машин является ирландская компания Combilift, основанная в 1998 г. Робертом Моффетом (Robert Moffet) и Мартином Мак Викаром (Martin McVicar), бывшим главным инженером фирмы Moffеtt. С тех пор фирма создает примерно по одной новой модели в год (исключением был 2006 г., когда компания представила сразу три новые машины). Сегодня она предлагает 12 моделей c электрическим и дизельным двигателями г/п 2,5…12 т. Управление погрузчиками осуществляется или сидя, или стоя. С прошлого года компания входит в двадцатку крупнейших производителей промышленного транспорта мира. Предполагается, что общий объем продаж техники Combilift в 2006 г. составит 1500 машин.

Летом этого года компания начала выпуск уникальной модели TeleCombi c одноступенчатой складной телескопической стрелой (г/п 3,0 т, вылет стрелы 3 м) на подвижной каретке. Модель оснащена ДВС и способна разгрузить груз на поддонах из любого автомобиля, находясь только у одного его борта.

Среди других производителей этой техники отметим немецкую компанию Hubtex (выпускает очень большой диапазон четырехходовых погрузчиков, в том числе под заказ для особых областей применения, г/п до 7 т c двигателями разных типов), Sideloading Handling Systems c марками Baumann и Irion, Xelan (серия Varriax). Модели c электрическим приводом переменного и постоянного тока также выпускает на двух своих предприятиях в Heteren (Нидерланды) и Fulda (Германия) голландская фирма Votex-Bison.

Погрузчики c шарнирно-сочлененным грузоподъемником

Эта необычная машина c поворотной мачтой рамной конструкции представляет собой комбинацию классического фронтального противовесного погрузчика и узкопроходного высотного штабелера для трехсторонней обработки грузов, т. е. может обрабатывать поддоны в очень узких межстеллажных проездах на большой высоте (из-за этой способности их относят к классу Very narrow aisle truck по классификации ITA) и вместе c тем благодаря большим колесам выезжать за пределы помещения для загрузки-разгрузки автотранспорта. Так, модели Flexi компании Narrow Aisle, Ltd. (Великобритания) г/п до 2 т и высотой подъема груза 11 м могут работать c грузами в проходах минимальной шириной 1750 мм, что значительно меньше, чем ширина проходов, в которых функционируют обычные фронтальные погрузчики и даже ричтраки. В результате применения таких машин площадь хранения по сравнению со складами, где используются фронтальные погрузчики и ричтраки, можно увеличить на 30…50%.

Погрузчики c шарнирно-сочлененным грузоподъемником производит во всем мире немного компаний. В Европе это ирландская компания Combilift (марка Aisle Master), Narrow Aisle, Ltd. (модель Flexi на азиатском рынке под своим брендом предлагает и тайваньская фирма Tailift), а также французская Loc Manutention, принадлежащая фирме Manitou.

Погрузчики c шарнирно-сочлененным подъемником европейского производства оснащены электрическим приводом или газовым двигателем и могут поднимать груз массой до 2 т на максимальную высоту 7,0…11,0 м. Чтобы облегчить позиционирование груза, машины снабжены системой бокового смещения вил («сайдшифтером»). Более широкий ряд моделей, состоящий из трех серий, выпускает в США компания Landoll Corporation, основанная в 1963 г. Доном Ландоллом (Don Landoll) и ставшая первым в мире производителем моделей c поворотом мачты на 180° (т. е. на 90° в обе стороны). Первая серия Bendi включает машины c электроприводом и поворотом грузоподъемника на 180° (на 90° в обе стороны) г/п 1,1…2,0 т и высотой подъема 7,0…11,0 м и модель c газовым двигателем г/п 1,8 т и высотой подъема 5 м. Серия Pivot Mast г/п 1,36 или 1,8 т предназначена для работы в очень узком проезде (при доработке конструкции ширина машины может быть доведена до 1,37 м!). В серию Drexel входят модели c электрическим, газовым или дизельным двигателем г/п от 1,3 до 5,4 т c высотой подъема до 9,4 м и поворотом мачты на 90° (есть модификация для работы в огнеопасной среде).

Контейнерные погрузчики

Первые 35-футовые контейнеры, аналогичные современным, были перевезены на открытой палубе переоборудованного танкера американской компании Pan-Atlantiс Streamship Corp. в 1956 г. B 1961-м разработаны «Technical Commitee 104» – первые ISO-нормы на контейнеры, а спустя четыре года в Германии было построено первое специально предназначенное для перевозки контейнеров судно. Поначалу для перегрузки корабельных контейнеров применяли существующие в то время тяжелые фронтальные вилочные погрузчики со спредером в качестве органа захвата. Для перемещения порожних контейнеров выбирали вилочный погрузчик c фронтальным спредером г/п 15…18 т, а для груженых контейнеров – вилочный погрузчик г/п от 25 т и выше c регулируемым верхним спредером. В конце 1960-х гг., а точнее в 1969-м, итальянский краностроитель Belоtti изготовил первый ричстакер B69*, который мог захватывать только 20-футовые контейнеры (эта конфигурация сохранилась до настоящего момента).

В 1983 г. компания Novatrans-Paris (Аrger) при посредничестве Belotti-Monopol обращается к французскому изготовителю кранов PPM (Poclan Potain Materials) c предложением изготовить «мобильный кран на пневматических шинах для контейнеров». Так появляется первый ричстакер PPM 40GMI (GMI – Grue а’ Маnipulations Industrielles, что означает «кран для промышленного использования»). Благодаря новым заказам и комплексному подходу к изготовлению 40GMI фирма РРМ изготовила 60 экземпляров таких машин, и только после этого была разработана следующая модель ричстакера SuperStаcker конструкции Эрика Этхарта (Eric Etchart). Первый образец SuperStаcker представлен потребителям в 1989 г. и c 1992-го по 1995 г. он является наиболее продаваемым ричстакером в мире. РРМ после покупки P&H начала изготавливать свои машины в США (Юж. Каролина), но после того, как было выпущено 80 экземпляров, выпуск этих ричстакеров прекращен.

Мощный натиск, который ричстакеры осуществляли на рынок контейнерных погрузчиков, не смогла сдержать дальше и шведская фирма Kalmar. Совместные эксперименты датской гавани Aarhus c ричстакерами Belotti срывают заказы на 42-тонные погрузчики Kalmar, на что остро реагирует датский представитель шведской компании. В обстановке секретности в Lidhult спешно работают над первым образцом ричстакера ContChamp, который впоследствии в сентябре 1985 г. был презентован в порту Aarhus. В 1980-е гг. к этим компаниям присоединяется итальянская краностроительная фирма ORMIG, которая начинает специализироваться главным образом на ричстакерах для обслуживания интермодальных перевозок.


*Полный обзор существующих моделей см. «Ричстакеры – погрузчики для обработки контейнеров (ч. 1)»

О вкладе, который внесли в совершенствование конструкции ричстакеров другие производители, кратко можно сказать следующее. В 1992 г. Fantuzzi предложила революционную для того времени электронную систему, которая значительно улучшает комфорт движения за счет таких характеристик, как автоматическое предварительное задание высоты подъема, а также взвешивание и подсчет числа перегруженных контейнеров. С 1994 г. фирма Valmet производит модель ContMaster. СVS (Costructione Veicoli Speziale), а c 1995 г. начинает сбивать цены на ричстакеры, приступив к выпуску машин под благозвучным наименованием Ferrari, названных так по имени главного инженера предприятия.

Итальянская Нусо, много раз заявлявшая о своем банкротстве, c 1991-го по 1994 г. в рамках кооперативного соглашения работала совместно c компанией Boss (старое название Lancer Boss), выпуская погрузчики под маркой Hyco-Boss. В настоящее время обеих компаний уже не существует: в 2003 г. Boss была приобретена фирмой Jungheinrich и прекратила выпуск погрузчиков для перегрузки контейнеров. Все, что осталось от предприятия Нусо, а это среди прочего и техническая документация, скупила компания Hyster и передала на свой завод в Nijmegen. До этой покупки Hyster, как и фирма Svetrack, выпускающая тяжелые вилочные погрузчики, при каждом объявлении о распродаже снова и снова получала от своих торговых представителей упреки в том, что в ее каталоге отсутствуют ричстакеры.

Однако американский рынок в 1990-е гг. (в это время основная деятельность Hyster была сосредоточена в США) еще не созрел для использования ричстакеров. Места для хранения контейнеров в местных портах было в изобилии, и уже три поставленных друг на друга контейнера считались большой высотой. Поэтому компания приняла решение о покупке готового технического решения, вместо того чтобы инвестировать собственные средства в исследования и технические разработки в Европе. После типичной для Hyster стратегии – переработки старого дизайна Нусо – в Nijmegen был создан первый ричстакер под маркой Нуstеr. Вскоре появилась еще одна модель c улучшенным дизайном. К началу 2004 г. в мире было продано примерно 50 моделей YаrdMaster. Примечательным фактом является и кооперация Hyster USA c фирмой РРМ, которая в настоящее время принадлежит крупнейшему американскому концерну Terex. В результате совместной работы во французском Monceau-les-Mines налажено производство 50 единиц YardMaster в год, которые предназначены для северо- и южноамериканского, а также для дальневосточного рынков.

Концерн Linde, чей модельный ряд вилочных погрузчиков раньше заканчивался 8-тонными моделями (центр тяжести 600 мм), в 1990 г. приобрел фирму Lansing Ваgnal и старый завод Henleу. После его обновления здесь разработана и запущена в серию программа фронтальных тяжелых машин г/п до 42 т (центр тяжести 1200 мм). На этом же шасси выпущен новый ричстакер c очень стильным дизайном, разработка которого велась в тесном взаимодействии со шведским предприятием SMW – Silverdalens Mekaniska Verkstadt, которое поставляет под маркой Linde вилочные погрузчики и ричстакеры.

Мощный стимул для развития компания SMW получила после смены владельца и успешной ориентации на девять ведущих разработчиков Kalmar, которые не были согласны c тогдашним ее руководителем. Время выбрано удачно: принципиальные решения нового типа DRD и новой кабины водителя, которые планировалось установить на машины Kalmar, принес c собой, перейдя в SMW, бывший главный конструктор Kalmar Нильс Олаф Ларссон (Nils Olof Larsson). В течение кратчайшего времени SMV создает полный модельный ряд новых тяжелых погрузчиков г/п до 45 т и полный ряд ричстакеров SilverStacker. Первый ричстакер выпущен в 1994 г. Многие модели SMV продаются под маркой Linde. Компоненты всех моделей SМV изготавливают в Швеции, сборка машин осуществляется на новом заводе в Markaryd. В настоящее время SMV ежегодно выпускает около 200 машин при собственном штате сотрудников только 65 человек.

К менее известным или мелким маркам ричстакеров относятся Taylor (техника самого известного североамериканского изготовителя этой техники подкупает прочностью и простотой), испанская Luna (существует прежде всего за счет армейских заказов), индийская Indital, бразильская Madal (поставляет ричстакеры c 2000 г.).

К перечисленным выше компаниям следует добавить фирмы SVE (Швеция) и ZV (Италия), которые хотя и не производят ричстакеры, но c успехом изготавливают погрузчики для штабелирования контейнеров c фронтальным и c верхним спредером.

Вилочный промышленный транспорт, работающий без водителя

В 1970–1980-е гг. на рынке впервые стало появляться движущееся по направляющим транспортное оборудование c автоматизированным управлением (Automatic Guide Vehicle)**. Первые AGV-погрузочные устройства управлялись дистанционно, а «навигатором» им служили уложенный в полу проводник или магнитная полоса, местоположение которых улавливалось радиосигналами частотой 3…7 кГц c помощью антенны. Отклонения от трассы у таких систем составляло 25 мм. Вдоль проводника или полосы погрузчик следует автоматически, но при необходимости может управляться и водителем.

Однако такие системы навигации были недостаточно гибкими, поэтому уже в начале 1990-х гг. были созданы новые автоматизированные устройства, наиболее перспективным из которых оказалось оборудование, оснащенное лазерной измерительной техникой (Laser Guided Vehicle, LGV). LGV-транспортное оборудование обходится без проложенных в полу проводников и может применяться как внутри, так и вне помещений, поскольку свободно и уверенно перемещается по неровной поверхности. На каждом устройстве установлен лазерный сканер, который излучает невидимый, описывающий окружности луч, отражающийся от рефлектирующих настенных панелей или мачт, расположенных вдоль маршрута. Особенность этой концепции состоит в том, что система LGV в доли секунды рассчитывает угол отражения от панели или мачты. Таким образом транспортное оборудование определяет свое местоположение и приводит его в соответствие c изначально запрограммированным в виде САD-документации маршрутом. Погрузчик без водителя может следовать по заранее заданной трассе c необычайно высокой точностью – случайные отклонения составляют всего около 5 мм. LGV-системы выпускают не изготовители вилочных погрузчиков, а специализированные фирмы, например шведские NDC и Lazerway. Исключением является шведская фирма ВТ Industries, которая предлагает LGV-погрузчик для поддонов полностью собственной конструкции.


** Об автоматизированных транспортных системах см. статью «Камо грядеши, АТС», «Часть 1» и «Часть 2».

Несколько позже появились инерционные, или гироскопические, навигационные системы. Основным компонентом их является электронный гироскоп (датчик угла поворота), который фиксирует небольшие отклонения в движении транспортного средства. Как в JGV-системе, маршрут составляется из последовательности виртуальных координат, которые накапливает AGV. Вдоль этого виртуального маршрута в плоскости пола, не выступая за его поверхность, через 5…7 м располагаются небольшие магниты, которые выдают однозначные ХY-координаты в систему. Бортовой гироскоп корректирует по ним возможные отклонения движения от заложенного в памяти виртуального маршрута. Типичным для гироскопической навигационной системы является отклонение от виртуального маршрута на 25 мм.

AGV-модели среди прочих видов оборудования предлагают многие крупные производители напольного транспорта – немецкие Linde, Still и Jungheinrich, американские NACCO и Raymond, японские Komatsu, Toyota, Nichiyu. На выпуске автоматизированных штабелеров, тележек и другой техники специализируется также компания Rocla Robotruck Oy (Финляндия). Большинство изготовителей оснащают свою продукцию гироскопическими навигационными системами.