Мировой рынок напольного транспорта в 2015 году

Джош Бонд, ответственный редактор
журнала Modern Materials Handling (ММН)

По итогам 2015 г. Toyota Industries Corp. (TICO) вновь стала номером один в рейтинге мировых производителей напольного транспорта, который ежегодно составляет журнал Modern Materials Handling (ММН)*. Группа KION заняла традиционное второе место, получив почти вдвое больший доход, чем финишировавший третьим концерн Jungheinrich.


*Предыдущий рейтинг ММН см. в статье «Мировой рынок напольного транспорта в 2014 году», «СиТ», 2015 г., № 10.

Хотя объединенный оборот компаний, попавших в рейтинг, вырос менее чем на процент, 2015-й оказался хорошим годом для продаж средств напольного транспорта. В то время как несколько компаний сообщили о снижении своих доходов, многие производители отметили рост как количества единиц проданной техники, так и доходов в местной валюте (перед тем как она была конвертирована в относительно сильный доллар).

Бретт Вуд (Brett Wood) председатель Industrial Truck Association (ITA), президент и CEO Toyota Material Handling North America, констатирует, что глобальный рынок напольного транспорта и весь рынок подъемно-транспортной техники в целом продолжают расти, отражая укрепление экономики регионов – особенно Северной Америки и Европы. Фактически, зарегистрированные в нескольких странах объемы продаж напольного транспорта достигли небывало высокого уровня.

Вуд отмечает, что самый существенный вывод из анализа коммерческих данных статистики продаж в 2015 г. состоит в росте продаж электроприводной техники и снижении продаж моделей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Общие продажи электроприводных моделей классов 1, 2 и 3 выросли в течение 2014 г. на 8 %, тогда как поставки техники классов 4 и 5 снизились на 10 %. Еще более важным фактом, по мнению эксперта, стало то, что доля электроприводной техники в глобальном рынке напольного транспорта ушла с отметки в 55 %, которую занимала в 2014 г., и теперь составляет 60 % всего объема заказов.

«Устойчивость этой тенденции сейчас естественна, поскольку клиенты знают об экологическом воздействии, которое их технологии могут оказать на окружающую среду, – считает Вуд. – Ускоренный рост электронной коммерции также изменяет рынок напольного транспорта и всю логистику в целом. Популярность электроприводного оборудования для складирования грузов увеличится, чтобы удовлетворить растущий спрос компаний электронной коммерции и центров дистрибуции».

Топ-10

Подразделение по производству напольного транспорта компании Toyota увеличило доход более чем на 630 млн долл., что соответствует 8,2 %, легко преодолев планку в 8 млрд долл. Таким образом, ее оборот составил 8,35 млрд долл., объем продаж в единицах техники при этом увеличился на 7,6 % (239  тыс. ед.). Эта цифра теперь включает в себя доходы от бизнеса тайваньского производителя погрузчиков Tailift, которого Toyota приобрела в конце 2014 г.

Расположившаяся на втором месте группа KION в 2015 г. прибавила к своим доходам 6,5 %, таким образом, ее оборот достиг в общей сложности 5660 млн долл. после вывода в 2015 г. нового бренда на рынок Северной Америки и приобретения компании Egemin Automation, производителя автоматически управляемых транспортных средств. Теперь в ее производственную линейку североамериканских брендов входят марки Linde, Still, Baoli и Egemin.

Номер третий в рейтинге – концерн Jungheinrich AG – за год увеличил доходы в евро более чем на 10 %. Объем заказов вырос на 13 %, а количество произведенных единиц техники – на 9 %. В дополнение к запуску в серию нового горизонтального комплектовщика заказов и узкопроходного штабелера, в октябре 2015 г. компания приобрела расположенную в Мюнхене фирму MIAS Group, разрабатывающую и поставляющую автоматизированные складские решения, включая подъемные краны-штабелеры и погрузочно-разгрузочное оборудование. Эти новости сопровождало также сообщение о выходе распоряжения по созданию в Jungheinrich управления по разработке систем логистики. Согласно заявлению концерна оно будет охватывать весь спектр систем логистики, «это область бизнеса, в которой группа будет значительно расти, что приведет к интенсивному развитию технологий». «Итоги нашей деятельности в 2015 г. были очень хорошими, – говорит Ханс-Георг Фрай (Hans-Georg Frey), председатель правления концерна Jungheinrich AG. – Это доказывает официально опубликованный отчет, сообщающий о росте доходов, который выражается двузначным числом, объема поступивших заказов, чистых продаж, EBIT и EBT, увеличении рыночной доли в Европе и во всем мире, а также в важных стратегических проектах».

Таблица 1. Рейтинг крупнейших мировых производителей напольного транспорта в 2015 г.
Место в 2015 г. Компания Место в рейтинге 2014 г. Объем продаж по всему миру в 2014 финансовом году, млн. долл. Объем продаж по всему миру в 2015 финансовом году, млн. долл. Изменение объема продаж, % Бренды в Северной Америке Место расположения штаб-квартиры
1 Toyota Industries Corp. 1 7712 8346 8,2 Toyota, Raymond Аичи, Япония
2 Kion Group 2 5314 5659 6,5 Linde, Still, Baoli, Egemin Висбаден, Германия
3 Jungheinrich AG 3 3033 2998 –1,2 Продается в Северной Америке компанией MCFA Гамбург, Германия
4 Crown Equipment Corp. 5 2500 2640 5,6 Crown, Hamech Нью-Бремен, шт. Огайо, США
5 Hyster-Yale Materials Handling 4 2767 2578 –6,8 Hyster, Yale Кливленд, шт. Огайо, США
6 Mitsubishi Nichiyu Forklift Co. 6 2159 2012 –6,8 Mitsubishi, CAT, Jungheinrich (только в Северной Америке) Киото, Япония
7 UniCarriers Corp. 7 1533 1625 6,0 UniCarriers, TCM, Atlet, Barrett Токио, Япония
8 Anhui Forklift Truck Group 8 1123 907 –19,2 Heli Хефей, пров. Аньхой, КНР
9 Komatsu Ltd. 10 900 760 15,6 Komatsu Токио, Япония
10 Clark Material Handling International 11 741 739 –0,3 Clark Сеул, Южная Корея
11 Doosan Industrial Vehicle 12 683 706 3,4 Doosan Сеул, Южная Корея
12 Hangcha Group Co., Ltd. 9 971 704 –27,5 HC, Hangcha Ханчжоу, КНР
13 Hyundai Heavy Industries 13 477 477* 0 Hyundai Ульсан, Южная Корея
14 Combilift Ltd. 16 190 212 11,6 Combilift Монаган, Ирландия
15 Lonking Forklift Co., Ltd. 14 190 163 –14,2 Lonking Шанхай, КНР
16 EP Equipment Ltd. 135 160 18,5 Big Joe Ханчжоу, КНР
17 Hytsu 18 82 82* 0 Hytsu Шанхай, КНР
18 Hubtex 17 75 76 1,3 Hubtex Фулда, Германия
19 Paletrans Equipment 20 69 69* 0 Paletrans Кравинхос, Бразилия
20 Godrej & Boyce Manufacturing 19 76 67 –11,8 В Северную Америку не поставляется Мумбай, Индия
Всего 30 730 30 980
Обороты рассчитывались по обменному курсу валют на 31.12.2015
* Данные по доходам к моменту публикации рейтинга не были получены

Crown Equipment сообщила о получении в 2015 г. почти на 6 % более высоких доходов и вышла на четвертое место, после того как в течение трех лет занимала 5-ю позицию в рейтинге. Доход Crown в 2,64 млрд долл. превзошел продажи фирмы Hyster-Yale на 62 млн долл.

На пятом месте – компания Hyster-Yale, продажи которой в единицах техники упали меньше чем на процент – до 86 900 ед., что соответствует снижению дохода на 6,8 %. По заявлению компании, она в значительной степени связывает такой результат с усилением доллара в 2015 г. по сравнению с 2014 г. Кроме того, в заявлении пояснялось, что доходы компании в Северной и Южной Америках частично уменьшились в результате изменений в структуре продаж – снижения спроса на более дорогостоящую технику класса 5 и увеличения продаж менее дорогих погрузчиков класса 3. В начале 2016 г. Hyster-Yale объявила о приобретении Penta Holding, держателя большинства акций фирмы Bolzoni S.p.A., ведущего производителя навесного оборудования для вилочных погрузчиков.

Компания Mitsubishi Nichiyu, которая включает в себя Cat Lift Trucks, сохранила шестое место, после того как ее доходы уменьшились на 147 млн долл., или 6,8 %, до 2,01 млрд долл. Однако в заявлении компании разъясняется, что в 2014 г. ее доход включал 15-месячные результаты деятельности некоторых заграничных филиалов, тогда как итоги 2015 г. отражают 12-месячные результаты соответственно объединенному финансовому году, начинающемуся 1 апреля и заканчивающемуся 31 марта. Компания также сообщила об увеличении на 4,4 % количества произведенных в 2015 г. единиц техники, общее количество которых достигло 60 752 единиц.

UniCarriers Americas вновь заняла седьмое место после 6 %-го роста доходов, составивших 1,6 млрд долл. Как сообщил Джеймс Дж. Радоус III (James J. Radous III), президент UniCarriers Americas, в прошлом году актив компании пополнился новыми производственными складами, собственными цехами по изготовлению компонентов оборудования, кроме того, она модернизировала главные технологические системы. «Мы имели сильное развитие в 2015 г., и даже при наличии вызовов вышли из него с существенным ростом продаж, – говорит Радоус. – Вертикальная интеграция и разработка новых изделий продолжат быть частью наших стратегий продвижения вперед, к сильному росту. Выстраивая физическую и системную инфраструктуру, рассчитанную на продолжительное развитие, мы приписываем наш успех той истинной надежности, которая отличает наши изделия и наших людей».

Номер восемь – Anhui Forklift, изготовитель напольного транспорта под маркой Heli – сообщил о продаже в 2015 г. 74 392 единиц техники, что на 10 % меньше, чем в 2014 г. Это внесло свой вклад в 19 %-е падение доходов – до 907 млн долл. В 2015 г. компания начала выпуск второй своей марки – CHL, которая, как утверждается, предназначена главным образом для продвижения на новых рынках.

Находившаяся несколько лет подряд на седьмой позиции рейтинга с доходами, превышающими 1 млрд долл., компания Komatsu в 2014 г. переместилась на десятое место. Теперь Komatsu на девятом месте, поскольку ее доходы упали еще на 15 %, составив 760 млн долл.

Hangcha, китайский изготовитель техники марок Hangcha и HC, выпал из первой десятки лидеров рынка и опустился сразу на три позиции в рейтинге, после того как его доходы снизились на 27 %. Это позволило Clark Material Handling пробиться в Топ-10 рейтинга впервые за всю историю компании.

Компания Clark Material Handling, штаб-квартира которой находится в Южной Корее, сохранила примерно тот же уровень дохода, что и годом ранее, но сообщила о расширении и инвестициях в 2015 г. Компания расширила производство в Лексингтоне, начала выпуск нескольких электрических моделей, нового ричтрака, нового штабелера для перевозки одновременно двух палет (класс 3), новых запатентованных грузоподъемных мачт, а также перепроектировала и усовершенствовала различные решения в эргономике оборудования.

По собственному заявлению, Clark продолжает вкладывать средства в изделия и производство, направляя существенные инвестиции в свое североамериканское предприятие, равно как и в дополнительную техническую поддержку для проведения научных исследований и развития в Северной Америке.

Изменения в нижней половине рейтинга

После увеличения дохода на 3,4 % до 706 млн долл. компания Doosan усилила свои позиции и переместилась с двенадцатого места, которое занимала несколько лет, на одиннадцатое.

На двенадцатом месте расположилась компания Hangcha, доходы которой снизились на 27,5 %, после того как в отчетном году она продала 66 737 единиц (в 2014 г. – 77 567 ед.). Компания реализует новое складское оборудование, включая технику для перевозки палет, буксировочные тягачи и ричтраки. В сообщении, полученном от Hangcha, говорится, что «рыночный спрос все еще остается слабым, но наши продажи складского оборудования в 2015 г. увеличились».

На тринадцатом месте находится Hyundai Heavy Industries, которая не смогла сообщить о своих доходах в 2015 г. ко времени окончания подготовки рейтинга.

Фирма Combilift увеличила количество выпускаемых единиц техники на 13 %, а доходы примерно на 12 % и, таким образом, при обороте в 212 млн долл. заняла четырнадцатое место. Это результат устойчивого движения Combilift вверх в нашем списке: с 2010 г., когда компания занимала восемнадцатое место, к настоящему времени она практически удвоила свой доход. После того как компания в 2015 г. построила в Ирландии новое производственное предприятие, в которое инвестировала 45 млн долл., она имеет отдел, специализирующийся на разработке складских решений, который предлагает потенциальным клиентам услуги по проектированию любой подъемно-транспортной техники.

После 5 %-го сокращения объема проданных единиц (до 20 106 шт.) Lonking переместилась на одну позицию вниз и оказалась на пятнадцатом месте (оборот 163 млн долл.).

На шестнадцатой позиции – вновь вошедшая в рейтинг фирма EP Equipment, поставляющая в Северную Америку напольный транспорт под маркой Big Joe Forklifts. Компания сообщила о росте дохода, который был достигнут только за счет внутреннего развития и составил более чем 18 %: ее продажи в 2014 г. составили 19 тыс. единиц техники, а в 2015 г. – 24 тыс. единиц. Санг Тиан (Sang Tian), вице-президент EP, приписывает этот рост инновациям, которые фирма длительное время внедряла при производстве своего оборудования, особенно техники классов 2 и 3, а также дополнительному выходу на ключевых международных производителей напитков.

Ко времени публикации рейтинга Hystu не сообщила нам о своих продажах за 2015 г., но запланированные компанией еще в 2014 г. доходы были достаточным основанием, чтобы переместить ее на одно место и поставить на семнадцатую позицию. Hubtex, немецкий изготовитель специальных транспортных средств, включая электроприводный мультинаправленный сайдлоудер, четырехходовые сайдлоудеры с дизельным и газовым двигателями, ричтраки, комплектовщики заказов и транспортные системы для перевозки стекла, указал уровень своего дохода и переместился на восемнадцатое место. Бразильский производитель Paletrans Equipment, номер девятнадцатый в рейтинге, также не сообщил о результатах своей хозяйственной деятельности. Последнюю позицию рейтинга заняло основанное в Индии предприятие Godrej & Boyce, которое заработало 67 млн долл., что примерно на 12 % ниже результата предыдущего года.

По мнению Бретта Вуда, трудно предсказать то, что принесет для рынка напольного транспорта 2016 год. «Есть много неизвестных факторов, которые могут воздействовать на развитие глобальной экономики в 2016 г. и на продажи погрузочной техники, – утверждает он. – Несмотря на эти факторы, вероятнее всего, что доля электроприводных моделей будет продолжать расти, все больше будет внедряться автоматизированная складская обработка грузов, и технология Big Data (Большие данные) найдет свою дорогу в нашу промышленность, позволив организовать компьютеризованную дистанционную связь и обмен информацией с погрузочной техникой».

Как оцениваются поставщики

Чтобы иметь возможность участвовать в ежегодном рейтинге двадцати лучших производителей напольного транспорта ММН, компания должна производить и продавать технику, по крайней мере, одного из семи классов, принятых Индустриальной ассоциацией производителей напольного транспорта (ITA).

Классы техники определяются типом двигателя, функциональными возможностями ее работы в разных окружающих средах, местом расположения оператора и характеристиками оборудования:

  • класс 1 – вилочные противовесные электропогрузчики с пневматическими или бандажными шинами;
  • класс 2 – узкопроходные электроприводные машины с массивными шинами;
  • класс 3 – электроприводная погрузочная техника с поворотной рукояткой и площадкой для оператора или без нее;
  • класс 4 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и массивными шинами, подходящие для использования внутри помещений на твердых дорожных покрытиях;
  • класс 5 – вилочные погрузчики с противовесом, двигателем внутреннего сгорания и пневмошинами, подходящие для использования вне помещений, в том числе на неровных дорожных покрытиях;
  • класс 6 – тягачи и тележки без вил, с электромотором или двигателем внутреннего сгорания, способные буксировать груз массой не менее 1 тыс. фунтов;
  • класс 7 – вилочные погрузчики высокой проходимости.

Место каждой компании в рейтинге определяется в соответствии с показателем ее дохода от продаж приводного напольного транспорта по всему миру в течение последнего бюджетного года. Показатели продаж, представленные в иностранной валюте, пересчитаны в доллары США по обменному курсу на 31 декабря 2015 г.

Рост в глобальных регионах

Организация Worldwide Industrial Truck Statistics (WITS) ежемесячно и ежеквартально отслеживает статистику продаж напольного транспорта по всему миру и компилирует информацию от шести коммерческих ассоциаций, основанных в Северной Америке, Бразилии, Японии, Корее, Европе и Китае. Согласно ее данным в 2015 г. объем заказов этой техники в мире увеличился немногим более чем на процент. В 2014 г. этот рост составил 8 %, а в 2013 г. – 5 %. Основные итоги 2015 г., по мнению WITS, следующие:

• после почти полного отсутствия роста в 2014 г. объемы заказов и поставок техники в Европе в 2015 г. увеличились на 9 % и 7 % соответственно. В Европе опять имел место наибольший рост заказов с увеличением в течение года на 8 %: их общее число в 2015 г. достигло 370 тыс. единиц.

Таблица 2 Динамика объемов заказов и объемов продаж напольного транспорта в регионах мира
Регион Объем заказов, ед. техники Объем поставок, ед. техники
2014 г. 2015 г. Изменение, % 2014 г. 2015 г. Изменение, %
Европа (53 страны/территории) 344 533 373 321 8,4 338 378 356 096 6,1
Северная и Южная Америки
(55 стран/ территорий)
267 716 277 542 3,7 255 549 259 907 1,7
Азия ( 43 страны/территории) 438 327 413 777 –5,6 432 098 409 630 –5,2
Африка (56 стран/территорий) 19 346 16 337 –15,6 18 480 16 950 –8,3
Океания (29 стран/территорий) 18 444 18 903 2,5 18 524 18 641 0,6
Всего (236 стран/территорий) 1 088 366 1 099 880 1,1 1 063 029 1 064 224 0,1

• в американском регионе также продолжился умеренный рост объема заказов – на 4 % по сравнению с 2014 г. (общий объем – более чем 270 тыс. единиц техники).

• доля азиатского рынка составляет 40 % мировых продаж – это по-прежнему наибольший их сегмент, объем которого оценивается приблизительно в 410 тыс. заказов. Однако после 10 %-го роста в течение двух последних лет азиатский рынок уменьшился на 6 % по сравнению с 2014 г., когда здесь было зарегистрировано свыше 435 тыс. заказов. Бретт Вуд утверждает, что это произошло главным образом из-за замедления роста экономики Китая и нашло отражение в снижении объемов продаж основных китайских изготовителей напольного транспорта, которое варьируется в пределах от 14 % до 27 %.

• в Океании (Австралия и окружающие ее островные государства) объемы поставок и заказов после двухлетнего падения, которое началось в 2012 г., наконец, выросли больше чем на 20 %.

Перевод с английского С. Голышев