Рождение чуда

100 лет назад началась история вилочного автопогрузчика

Создание вилочных автопогрузчиков – одно из событий, оказавших наиболее серьезное влияние на развитие мировой промышленности и экономики в ХХ веке. В свою очередь существенное воздействие на разработку новых моделей и объемы производства погрузчиков оказывали спады и подъемы в экономике. Образование корпораций в начале прошлого столетия стимулировало разработки новых методов работы и транспортировки продукции и материалов. Поскольку первые крупные производственные объединения появились именно в Соединенных Штатах, неудивительно, что родоначальниками в области создания погрузчиков стали именно американцы. Такие фирмы, как Clark, Towmotor, Hyster, Baker и Yale, и сегодня оказывают влияние на формирование рынка напольного транспорта с приводом.

Век XX: революция технологий

В 1903 году Генри Форд создает автомобилестроительную компанию и запускает в конвейерное производство Model Т. Форд не был первым массовым производителем автомобилей (двумя годами раньше их выпуск наладила компания Oldsmobil), но именно этот бренд стал самым массовым. За 25 лет Форд продал свыше 15 млн. машин, и в 1930-е годы собственный автомобиль был почти в каждой американской семье. В том же году, когда Форд начинает свое дело, братья Райт, а также Уилбур и Орвилл создают летающее «устройство тяжелее воздуха». Им удалось подняться над землей на 12 секунд и пролететь расстояние 37 м, что ознаменовало рождение авиации. В начале ХХ века вслед за изобретением в 1840 году Джорджем Стивенсоном парового локомотива Америку покрыла сеть железных дорог. Небольшие поселения, через которые она проходила, превратились в крупные промышленные районы.

Технологические инновации не могли не затронуть и устройства для перемещения грузов. Тележки с ручным управлением и подвижные платформенные погрузчики стали применять с конца XIX века. В начале ХХ века появляются устройства с механическим управлением. В Первую мировую войну из-за серьезной нехватки рабочей силы широкое распространение получают тележки на электромоторах и тяговых батареях. Далеко не сразу на электрическую тягу перевели подъемные платформы, которые не только перевозили груз, но и выполняли операции по его подъему и опусканию. Лишь к концу Первой мировой конструкторы машиностроительного оборудования увидели преимущества штабелирования перед простым горизонтальным перемещением грузов в части повышения производительности складских операций, после чего и была создана грузовая платформенная тележка с «высоким подъемом».

1928 г. Трехколесный платформенный погрузчик Clark
1921 г. Одна из ранних версий платформенного тягача (транспортировщика) компании Clark

Clark: рождение первого в мире погрузчика

Можно долго спорить о том, кто построил первый погрузчик. В начале 1920-х годов в Великобритании компания Ransomes & Rapier построила что-то наподобие электрического ричтрака. В 1922-м немецкая фирма Miag разработала первый в мире погрузчик «высокого подъема», который спустя пять лет продавался как предшественник вилочных погрузчиков в Германии. И все же с определенной долей уверенности можно сказать, что пионером в области производства погрузчиков является компания Clark. Настоящим прорывом стало создание группой рабочих литейного завода американской компании Clark Equipment Co. в 1916–1917 годах машины для перевозки песка и необработанного литья, которая стала предшественником промышленных погрузчиков.

В те годы еще не существовало инженерного решения, которое позволило бы наладить промышленное производство погрузчиков с дизельными двигателями и использовать дифференциал – систему распределения крутящего момента между колесами. Машина оборудовалась бензиновым двигателем и тремя колесами. Из-за несовершенства рулевого управления поворотный круг был узким, а сам погрузчик – не слишком удобным и небезопасным. Для поворота налево оператор выворачивал руль вправо, а для правого поворота – влево. Погрузчик не был оснащен тормозами и останавливался самым простейшим способом – врезаясь в первую подходящую для этого преграду. Несмотря на эти недостатки, машина справлялась с работой достаточно хорошо. Посетители завода быстро оценили ценность такого приобретения и стали заказывать погрузчики для своих компаний. Надо заметить, что в годы перед Первой мировой войной были распространены в основном платформенные тележки. Ситуация изменилась с приходом армейских офицеров, которые увидели в моторизованном трехколесном погрузчике идеальное средство для перевозки взрывчатых веществ. В то время в американской армии на складах использовались электрические транспортировщики. Склад, как правило, располагался на дне песчаного карьера, дорога к которому пролегала по довольно протяженному склону. На половине пути аккумуляторы часто выходили из строя, и опасный груз оставался под открытым небом, что было совершенно недопустимо. Компания Clark, создав погрузчик с двигателем внутреннего сгорания, решила эту проблему.

Перед войной Юджин Б. Кларк получил приоритетный заказ от армии на постройку трехколесных погрузчиков, для производства которых его компания выделила отдельную линию, а затем построила и завод. В 1921 году была разработана модель Trucklift грузоподъемностью от 2 до 5 т. Это был первый заводской погрузчик с бензиновым двигателем и подъемной платформой, которой управлял стоящий водитель. Модель Trucklift оснащали шинами из прочной резины, а спустя почти два года впервые в комплектацию добавили мачту, позволившую штабелировать грузы на заданной высоте.

1926 г. Модель Clark Duat с прицепным механизмом
1927 г. Трехколесные тягачи Clark с жесткой защитой рабочего места водителя

Модель Duat представляла собой трехколесник, работающий на бензиновом двигателе. Она считается предшественником вилочных погрузчиков с противовесом. В 1928-м целый ряд характеристик был сведен воедино, что позволило создать совершенно новый тип погрузчика. Ходовая часть (рама) модели Duat использовалась в качестве основы погрузчика с гидравлической системой подъема, передним ведущим колесом, механическим управлением задним мостом, прочными резиновыми шинами и противовесом. Новая машина получила наименование Tructractor («тягач»). Примерно год спустя модель оборудовали механизмом наклона мачты. Вскоре после этого название Tructractor поменяли на Tructier. На модели Tructier-А установили привод на переднее колесо и систему управления задними колесами. Модель Tructier-В имела заднеприводные колеса и систему управления передним колесом. На некоторых моделях Tructier-В устанавливали телескопический подъемный механизм, что стало определенной вехой в развитии погрузчиков нового поколения. В последующие годы компания приступила к производству знаменитой трансмиссии Кларка. Таким образом, компания генерировала основные конструктивные идеи, и само ее название стало символом вилочного погрузчика.

К началу Второй мировой войны Clark была признанным лидером на рынке. По меньшей мере 90% всех тягачей и погрузчиков, применявшихся армией США во время войны, были произведены именно этой компанией. В 1942 году с ее конвейера сошел первый электрический погрузчик. Этот вид техники начал появляться и в Европе. Первый европейский завод был построен в 1952 году в г. Мюльхайм (Германия).

Юджин Кларк скончался в 1942 году в возрасте 60 лет от воспаления легких, оставив после себя компанию с ежегодным оборотом продаж 77 млн. USD.

По материалам книги «100-летняя история вилочных автопогрузчиков» (TVH Forklift Parts N.V. and Uitgeverij Lannoo nv, Tielt, Belgien, 2005. Thermote and Vanhalst).

Из новейшей истории Clark

1991 г. Начало промышленного спада в США, общее сокращение производства вилочных погрузчиков.

1992 г. Фирма Clark продает свой бизнес по производству транспортного оборудования корпорации Terex.

1995 г. Одиннадцать членов Совета директоров Clark выкупают контрольный пакет акций компании у корпорации Terex.

1998 г. Clark приобретает подразделение по выпуску погрузчиков у корейского производителя Sumsung, усиливая свои позиции на международном рынке.

2003 г., январь. Предприятие Young An (Юж. Корея) выкупило Clark Material Handling Co. (американское подразделение Clark). Young An, сделавшее себе имя на выпуске междугородных автобусов, сельскохозяйственной техники, а в дальнейшем и на сделках с недвижимостью, проявило интерес и к приобретению европейского подразделения Clark Material Handling Co. Однако большинство сотрудников компании отвергли эту сделку с Young An.

2003 г., апрель. Clark Material Handling Europe (CMHE) объявлено банкротом, продано вместе с ноу-хау компании Filco, основанной Филом Филиповым, бывшим топ5менеджером корпорации Terex. Основное количество акций Filco принадлежит американской компании Airtrax. Владение акциями, ноу5хау, чертежами и прочей информацией, относящейся к бизнесу запчастей фирмы Clark (более известной как ССР или Clark Central Parts), приняла на себя группа компаний TVH (Бельгия).