компании из статьи

Какой электропогрузчик лучше? Сравнительные испытания трёхопорных моделей с приводом на передние и задние колеса

Перевод с нем. Л. Цинцевича

В принятии решений об инвестициях в технику наряду с чисто техническими и экономическими соображениями определенную роль играют субъективные впечатления и приоритеты, которые можно назвать личными пристрастиями. Это относится и к такому типу напольного транспортного оборудования, как вилочные погрузчики. В этой связи интерес представляет вопрос выбора между моделями с приводом на передние или задние колеса. Об особенностях той или иной конструкции можно узнать из публикаций в немецком журнале Fоrdern und Heben (№ 1-2, 3 за 2004 г.), где приведены результаты комплексных испытаний шести трехопорных электропогрузчиков разных производителей.

Для теста была выбрана техника очень известных в Европе производителей. Испытания проводились в два этапа. В первой серии опытов изучали параметры работы трехопорных погрузчиков с приводом на передние колеса – Cargo СВЕ 15T (фирма ВТ, Швеция), B15T-2 plus (Daewoo, Ю. Корея), ХЕ 15-3 (Оm Pimespo, Италия). Во второй серии тестов испытывались модели с приводом на заднее колесо – Jungheinrich EFG-DHac15, Mitsubishi EB15 КRT и Still RX50-15. Испытания электропогрузчиков с приводом на заднее колесо проходили на той же трассе и по той же программе, что и испытания трехопорных погрузчиков с приводом на передние колеса.

Каждое испытание моделей проводилось сначала с грузом массой 1/3, а затем с грузом массой 2/3 номинальной грузоподъемности вилочного погрузчика, что более соответствует характеру движения машины в реальных условиях. Для общей оценки важно и то, что за рулем всех погрузчиков был один и тот же водитель. Транспортировка груза проходила по следующей схеме:


  • движение от стартовой позиции к пункту А и прием груза;
  • движение задним ходом к пункту В;
  • в пункте В груз поднимается на высоту 2 м три раза;
  • опускание груза;
  • движение передним ходом в направлении пункта А до середины участка;
  • там направление движения меняется и машина движется к пункту В передним ходом;
  • в пункте В груз снова поднимается три раза на высоту 2 м;
  • транспортировка груза к пункту А;
  • из пункта А погрузчик едет в направлении пункта В до середины участка.


Весь процесс перемещения груза от первого до последнего пункта повторялся три раза. Полученные результаты складывали и определяли среднее значение. Чтобы выявить различия в устойчивости, рулевом управлении, при разгоне и торможении машин, на трассе погрузчик выполнял серию виражей. Стойки (пилоны), которые модели должны были объезжать, располагались на участке длиной 5 м и на расстоянии 2,5 м одна от другой. Необходимо отметить, что перед началом испытаний моторы и гидравлику прогревали до рабочей температуры.

Прежде чем перейти к подробностям испытаний, следует сделать несколько важных замечаний о сходствах и различиях моделей погрузчиков. Идеальной для проведения комплексных тестов стала бы ситуация, когда все погрузчики оснащены одинаковыми мачтами, однако достичь этого на практике оказалось невозможно. Например, один из предоставленных для испытаний погрузчиков одной и той же фирмы мог иметь легкий двухсекционный грузоподъемник, а другой – более тяжелую трехсекционную мачту со встроенной или навесной кареткой поперечного сдвига вил (или без нее). Только модели Cargo СВЕ 15T фирмы ВТ и ХЕ 15-3 фирмы ОМ Pimespo были оснащены похожими трехсекционными грузоподъемниками с механизмом поперечного сдвига вил и функцией свободного подъема. Обусловленные этим обстоятельством различия машин по собственной массе сказались, естественно, и на результатах экспериментов. В случае использования в конструкции моделей мачты определенного типа, так же как и тех или иных шин, речь идет о характерных для данного изготовителя приоритетах в комплектации, что не могло не повлиять на результаты испытаний.

Еще два слова о шинах. В нашем случае они были в основном разными на разных моделях. ВТ Cargo СВЕ 15T перемещается на шинах Marangonis, погрузчик ХЕ 15-3 фирмы Оm Pimespo – на шинах Solideal Magnums, а модель Daewoo оснащена изделиями фирмы Continental. Шины, как мы уже знаем по результатам предыдущих испытаний, оказывают большое влияние на характер движения и работу вилочных погрузчиков. Впрочем, это утверждение справедливо и для типа привода. Модель фирмы ВТ является единственной из трех машин с приводом на передние колеса, которая оснащена мотором переменного тока. Погрузчики ОМ Pimespo и B 15T-2 plus фирмы Daewoo приводятся в действие двигателями постоянного тока. Машины с приводом на передние колеса, за исключением В 15Т-2 рlus, оснащены аккумуляторными батареями напряжением 48 В и емкостью 500 А·ч. Приведенные конструктивные различия в типах мачт, шин и виде привода являются особенностями технологий, которые используют разные фирмы – изготовители погрузчиков, и, безусловно, делают сравнительные испытания еще более интересными.

Отправными точками тестирования являются общий метод и сравнимые условия испытаний, поэтому полученные данные являются суммой многих различных факторов. Так как акцент сознательно был сделан на измерении динамических параметров, а именно на производительности, мощности и расходе энергии, большинство проведенных нами статических измерений не учитывалось. Тем не менее мы не отказались от оценки важнейших аспектов эргономики и удобства управления, а также замеров устойчивости на устройстве для взвешивания по причине важности этого фактора для безопасной и эффективной работы погрузчика.

Модели с приводом на передние колеса

Cargo СВЕ 15T. Погрузчик фирмы ВТ отличается основательностью и компактностью конструкции, поэтому мы были удивлены, когда измерения показали, что у него наибольшая колесная база из трех испытуемых устройств с приводом на передние колеса. Объем кабины водителя оказался меньшим, чем представлялось на первый взгляд. К тому же педаль скорости движения располагается несколько выше, чем необходимо для того, чтобы водитель чувствовал себя достаточно свободно.

Однако этим недостаткам противостоят очень хорошие ходовые характеристики машины. Мощный мотор переменного тока обеспечивает большое тяговое усилие, хороший разгон и управляемость при движении на малой скорости и на наклонных участках. Направление движения задается двумя кнопками сбоку на подлокотнике, справа от водителя, а потому поле зрения водителя не ограничено ничем. На той же консоли размещены переключатели управления функциями мачты, которые, однако, не позволяют выполнять движения с достаточной точностью. По нашему мнению, эта система должна была бы обеспечить пропорциональное управление. Как бы для компенсации отмеченных недостатков ВТ Cargo СВЕ 15T снабжен указателем положения колес, что имеет большое значение при движении задним ходом в узких проездах. Такого указателя, к сожалению, нет на двух других погрузчиках. Другим достоинством погрузчика фирмы ВТ является встроенная электроника системы управления, наиболее совершенная и удобная из всех имеющихся на моделях погрузчиков с приводом на передние колеса. Помимо прочего погрузчик ВТ показывает наибольшее значение ускорения и наибольшую производительность.

Daewoo B15T-2 plus. При работе с погрузчиком фирмы Daewoo обращает на себя внимание легкость управления машиной. В кабине достаточно места для ног водителя. Двигатель постоянного тока развивает вполне приемлемую для выполнения всех функций мощность. К сожалению, испытываемый погрузчик при изготовлении был отрегулирован так, что реакция на изменение положения педали «газа» оказалась слишком резкой, поэтому движение на малой скорости было затруднено. Однако, как показала практика, опытный водитель быстро с этим справляется. Специалист, выполняющий сервисное обслуживание, по желанию водителя может изменить c помощью соответствующего программного обеспечения регулировки характера движения и ускорения. Рычаг переключения расположен традиционно, слева от рулевой колонки, но поскольку штурвал управляется левой рукой, рычаг, по нашему мнению, следовало бы перенести на правую сторону. Daewoo B15Т-2 рlus является наиболее скоростным из трех испытанных погрузчиков с приводом на передние колеса, но при этом отличается самой малой скоростью разгона и расходует больше всего энергии. Эта модель, как и погрузчик фирмы ВТ, перевозит наибольшее количество поддонов. Продолжительность работы без подзарядки также самая большая, поскольку емкость аккумуляторной батареи составляет 700 А·ч.

Оm Pimespo ХE 15-3. В кабине этой модели просторное рабочее место с достаточным пространством для ног водителя. Для большего комфорта предусмотрены многочисленные регулировки сиденья. Мы по достоинству оценили имеющуюся функцию предварительного задания режима движения, как и возможность легко менять направление движения с помощью сдвоенной педали «газа» на полу. Рычаги управления функциями мачты обеспечивают точную дозировку ее движений. Наклон, правда, осуществлялся несколько медленно. Мачта с двумя узкими стойками обеспечивает хороший обзор зоны обработки груза. Наладчик, выполняющий сервисное обслуживание, может регулировать через программный блок режим движения погрузчика. Величины скорости и ускорения машины можно оценить как средние. Что касается скорости движения с грузом, то у XE 15-3 она наивысшая из трех испытываемых погрузчиков. Однако это не означает, что суммарное время обработки паллет также лучшее, поскольку двигатель машины на виражах испытательного маршрута из-за большой скорости сильно притормаживался. Как следствие этого, производительность погрузчика в первой части комплексных испытаний оказалась меньше, чем двух других. В результате за смену (8 ч) он перевез на семь поддонов меньше, чем другие модели. Вместе с тем ХЕ 15-3 очень экономно расходует энергию: мы определили, что ее расход был самым низким среди всех машин с задним приводом. По продолжительности работы модель занимает место посередине между погрузчиками фирм ВТ и Daewoo. B целом производительность и комфортность ХЕ 15-3 можно оценить как хорошо сбалансированные.

Модели с приводом на заднее колесо

Jungheinrich EFG-DHac15. Несмотря на компактную конструкцию, этот трехколесный электропогрузчик предоставляет водителю достаточное пространство для перемещения в кабине. Функции подъема, опускания, наклона мачты и вил и включение функции бокового сдвига осуществляются с помощью системы трех рукояток SOLO PILOT. Переключатель направления движения и звуковой сигнал встроены в рычаг подъема-опускания мачты. Модель укомплектована простой двухсекционной панорамной мачтой собственного производства без центрального цилиндра свободного хода. Подъемные цепи и гидравлические шланги в такой конструкции не закрывают просвет мачты. Все функции управления могут быть выполнены относительно небольшим количеством движений правой руки, тогда как левая рука все время находится на штурвале. За исключением наклона все функции мачты хорошо дозируются.

Регулировка процесса наклона мачты не может быть выполнена самим водителем, для этого необходимы обученный специалист с портативным компьютером типа Laptop и соответствующее программное обеспечение. Что касается показателей скорости движения, ускорения, производительности и реальной продолжительности работы, то EFG-DHac15 продемонстрировал хорошие результаты, причем расход энергии остался очень небольшим. Погрузчик оснащен аккумуляторной батареей 24 В. Несмотря на недостаточную по нашему ощущению тягу на участках с подъемом (например, при въезде на пандус), мы можем охарактеризовать движение на этом быстром, маневренном и компактном трехколесном погрузчике с приводом на заднее колесо как весьма комфортное.

Mitsubishi FB15КRT. Уже при первом взгляде сразу бросается в глаза компактность и небольшая высота этого погрузчика, благодаря чему существенно облегчена посадка-высадка из машины. Сиденье в просто оборудованной кабине водителя хорошо поддерживает бедра и в меньшей степени – спину. С обеих от сиденья сторон сделаны опорные скобы, которые удерживают водителя от бокового смещения при маневрировании.

Помимо прочего правая скоба является удобной опорой при быстром движении на радиусных участках. Из-за того, что оба цилиндра наклона мачты прикрыты на полу кабины водителя выступающими крышками, место для левой ноги ограничено. Дозирование управления движениями мачты довольно точно выполняется с помощью трех пропорционально работающих рычагов: чем больше ход рычага, тем выше скорость движения грузоподъемника. К сожалению, по скорости, ускорению, производительности и реальной продолжительности работы FB15КRТ показал скромные результаты. Кроме того, у него довольно высокий расход электроэнергии. Настройка контроллера для достижения лучших характеристик невозможна, так как еще на заводе он был установлен на максимальное значение. Уменьшенная тяга приводного колеса на подъеме (например, при въезде на пандус), по нашему мнению, также относится к недостаткам этого вилочного погрузчика с приводом на заднее колесо.

Still RX50-15. Модель лишена цилиндров наклона. Мачта напрямую соединена с передней осью, которая может смещаться вперед-назад с помощью гидравлики в диапазоне примерно 10 см. При смещении передней оси назад укорачивается колесная база погрузчика, а значит, уменьшается радиус поворота и увеличивается его маневренность, например, в проезде склада. Смещением передней оси вперед мачта наклоняется назад. Тем самым не только увеличивается колесная база, но также смещается назад положение центра тяжести груза, что положительно влияет на устойчивость модели. Измерение устойчивости с максимальным грузом показало, что у погрузчика фирмы Still она наилучшая из трех погрузчиков с приводом на заднее колесо. Этот погрузчик также менее других склонен к неконтролируемым движениям. Среди трех представителей категории с приводом на заднее колесо RX50-15 показал наилучшие результаты по скорости подъема с грузом, ускорению, а также самый малый расход энергии и наибольшую реальную продолжительность работы.

В свое время трехопорные погрузчики появились на рынке как более дешевая альтернатива погрузчикам с четырьмя колесами. Трехопорный погрузчик компактнее, имеет меньший радиус поворота и, как следствие, может работать в проездах меньшей ширины. Из-за этих особенностей такие модели легче точно позиционировать относительно груза.

К сожалению, их грузоподъемность ограничена всего 2 т. Некоторые трехколесные погрузчики оснащены сдвоенным задним колесом и, таким образом, имеют одинаковое с четырехопорными моделями число колес. Они более устойчивы, к тому же на сдвоенном колесе меньше изнашиваются шины.

Трехколесные погрузчики с приводом на заднее колесо появились как результат стремления еще более снизить производственные расходы и повысить конкурентные позиции производителей. Концепция этого вида привода довольно простая. Привод на передние колеса с его довольно тяжелым дифференциалом заменяют простым электрическим мотором привода заднего колеса, благодаря чему уменьшаются масса и объем конструкции. К тому же за счет замены довольно большой и тяжелой тяговой аккумуляторной батареи напряжением 48 В, которая используется на погрузчиках с приводом на передние колеса, на более легкие и меньшего размера батареи на 24 В появляется возможность создания компактного и более дешевого вилочного погрузчика, который хорошо работает на ограниченных площадях с легкими грузами массой до 1500 кг. При прохождении поворотов на большой скорости трехколесный погрузчик склонен к опрокидыванию относительно линии переднее колесо – заднее колесо.

Избежать этого можно проще всего путем автоматического ограничения скорости или просто за счет хорошего контроля водителем педали акселератора. В целом, чем большей массы груз находится на вилах погрузчика с приводом на передние колеса, тем выше давление от обоих приводных колес на дорогу, что обеспечивает большую тягу. Трехколесные погрузчики с приводом на заднее колесо и номинальной нагрузкой на вилах по сравнению с аналогами с приводом на передние колеса отличаются меньшей тягой, развиваемой задним колесом. Исключением была модель RX50-15 фирмы Still с приводом на заднее колесо – там конструкторы решили проблему путем смещения передней оси в комбинации с наклоном мачты.

В заключение следует сказать, что при перевозке легких грузов на преимущественно горизонтальных, ровных участках не имеет особого значения, какой погрузчик использовать для этого – с приводом на заднее колесо или на передние колеса. На трассах с подъемами, например, с въездными пандусами, при перевозке более тяжелых грузов погрузчики с приводом на передние колеса предпочтительнее из-за большей тяги приводных передних колес. Несмотря на это довольно условное ограничение, все испытанные нами погрузчики показали неплохие результаты.