Изменения в логистике: версия 2020

Пандемия коронавируса бушует с января этого года. Одной из первых отраслей, которые пострадали от разворачивающихся событий, стал логистический сектор экономики. Уже сейчас эта сфера стремительно меняется и обретает новые формы и смыслы.

Всего за несколько дней логистам пришлось принять сложившуюся ситуацию и найти альтернативу для организации удаленной работы. Авиаперевозки все чаще заменяют на автомобильные или железнодорожные, но чего стоит ждать дальше? Эксперты Альянса АСЕХ рассказали, какие изменения в логистике происходят сейчас, и с чем предстоит встретиться после пандемии.

Стефан Хальтмайер
Алексей Сапон, компания Boxberry

Стефан Хальтмайер (Stephan Haltmayer), генеральный директор Quick Cargo Service, партнер Альянса АСЕХ в Германии: «Сегодня мы выяснили, что онлайн-грузовые платформы не могут обрабатывать запросы вовремя, нам приходится искать способы перевозки и считать тарифы вручную. Гибкость в поиске свободных мест не может быть обработана с помощью этих источников».

Получается, что IT-платформы не смогли заменить опыт настоящих экспедиторов. А что насчет e-commerce? Смогли ли маркетплейсы заменить реальные магазины, которые сегодня приостановили свою деятельность? Покупатели, вынужденные в изоляции приобретать всё необходимое в сети, получают опыт ежедневного использования интернет-канала. К концу пандемии у них сформируется стойкая привычка покупать на онлайновых торговых площадках.

Помимо этого мы видим, как вырос интерес продавцов к дистанционной торговле. Те бизнесы, которые еще не вышли в онлайн, поспешно ищут возможность влиться в рынок. Это касается не только маленьких и средних магазинов в регионах, но и производителей.

«После того, как ситуация нормализуется, онлайн-продажи будут использовать практически повсеместно. Всё это серьезно скажется на объемах продаж интернет-магазинов и торговых площадок и, как следствие, увеличит потоки грузов. Рынок e-commerce ускорит рост и поведет за собой логистику. Поэтому Boxberry планирует не только развитие сервиса и повышение качества, но и усиление мощностей. Мы продолжим оптимизацию процессов, сокращение сроков и развитие сети. Всё это будет необходимо в мире, который не только научится покупать онлайн, но и станет больше доверять этому каналу», – комментирует Алексей Сапон, директор по логистике Boxberry, член Альянса АСЕХ в Москве и Екатеринбурге.

Онлайн-покупки сегодня, безусловно, дадут дополнительный импульс развитию бизнеса электронной коммерции. Но, по мнению Стефана Хальтмайера, даже такой бизнес должен перевозиться из страны в страну, а значит, и он нуждается в опытных транспортно-экспедиторских компаниях. Таким образом, логистические услуги будут востребованы даже при полном переходе на цифровизацию. Осталось лишь понять, какие формы примет логистика в этом случае.

Евгений Апасов, агентство СЛС
Стефен Ли, компания ASE Air Sea Express Ltd.

«Логистика не является независимой отраслью, она первая производная от мировой экономики, международной торговли. Соответственно, логистика примет четко те формы и объемы, которые будут востребованы изменившейся экономикой. При этом международная логистика очень адаптивна и способна восстанавливаться в очень короткие сроки», – считает Евгений Апасов, генеральный директор Агентства СЛС, АСЕХ в Санкт-Петербурге.

Логистика напрямую зависит от международной торговли. Это можно наблюдать и сейчас: из-за закрытия многих предприятий на карантин, количество заказов на перевозку значительно снизилось. В то же время из-за роста e-commerce и ограничений передвижения людей, увеличился спрос на курьерскую доставку.

«В апреле спрос на эту услугу вырос как минимум вдвое. Нам удалось очень быстро ввести услугу бесконтактной доставки, организовать пешую доставку из пунктов выдачи. Это позволило компании обеспечить непрерывность логистической цепочки», – комментирует Алексей Сапон.

Сервис доставки будет развиваться и после кризисного периода, но часть клиентов быстро вернется к самовывозу, когда появится возможность выходить из дома и свободно передвигаться. Когда всем разрешат выйти обратно в офис, постепенно начнет приходить в норму и бизнес грузовых перевозок.

Стефен Ли (Stephen Lee), генеральный директор ASE Air Sea Express, член Альянса АСЕХ в Тайване: «Бизнес и отгрузка будут увеличиваться в течение полугода после снятия карантина, так как изготовление сырья и запасных частей, а также других товаров требует определенное количество времени. Еще через 6 месяцев авиакомпании, автомобильные, железнодорожные и морские перевозчики столкнутся с проблемами нехватки места, так как поставщики начнут отгружать товары покупателю с регулярным объемом. Проблема нехватки места будет решена только, когда авиакомпании начнут выполнять пассажирские рейсы в обычном режиме, а другие перевозчики начнут совершать больше еженедельных рейсов».

Конечно же наивно полагать о росте экономики и, как следствие, об объемах логистики по сравнению с 2018 или 2019 годом. Это окажет значительное влияние на бизнес. «Новых инвестиций не будет, компании будут жить в стагнации, некоторые из более слабых, вероятно, обанкротятся. По мере замедления бизнеса объемы перевозок также уменьшатся. В этом году предложение на рынке грузовых перевозок должно сократиться как минимум на 20% по сравнению с 2019 годом. Трудно предсказать, когда мы сможем снова говорить о росте сектора логистики и экономики в целом, потому что мы не можем контролировать распространение и возобновление пандемии», – комментирует Эдвинас Неверовскис (Neverovskis Edvinas), руководитель представительства АСЕХ в Литве.

Эдвинас Неверовскис, альянс АСЕХ Group
Галкин Александр, холдинг NAWINIA

Для восстановления всех сфер логистики после такого пандемического кризиса потребуется время. Много времени займет и полное восстановление авиарейсов, которые напрямую зависят от пассажиропотока. Стефан Хальтмайер считает, что количество пассажиров придет в норму, когда будет найдена вакцина и люди почувствуют себя в полной безопасности. «Потребуется не менее двух лет, чтобы полностью вернуть то количество пассажирских рейсов, которое наблюдалось до эпидемии. Пандемия закончится только тогда, когда все люди будут вакцинированы», – уверен г-н Хальтмайер.

Однако всего 1,5–2% грузов по весу перевозится авиатранспортом, в то время, как 65–70% отправляется морем, в котором пассажиропоток оказывает незначительно малое влияние. Евгений Апасов приводит свои доводы: «Институционально в логистике ничего не изменится – это одна из самых древнейших отраслей. Изменения в логистике будут носить (и уже носят) характер лишь в плане масштабов, усиления требований клиентов к профессионализму и универсальности логистических операторов».

Клиент и сейчас становится более требовательным. После кризиса он будет максимально четко и конкретно понимать, чего хочет. Красивая упаковка товара будет не нужна, вырастет роль качественного сервиса.

«Роль сервиса вырастет после того, как закончатся ценовые войны. То есть когда клиент по минимальной цене закроет все свои текущие «дыры» и превышения бюджета из-за простоев на складах, роста цен по ряду направлений. Думаю, будет меньше желающих участвовать в крупных тендерах, когда отсрочка платежа начинается от 60 дней. Но, как после любого кризиса, рано или поздно будет рост, вернется импорт, откроются магазины», – утверждает Александр Галкин, коммерческий директор NAWINIA, член Альянса АСЕХ в Москве и на Дальнем Востоке.

Пандемия показала нам, что только современные технологии могут спасти нас от полного закрытия. Пока мы все подключены к интернету через домашний офис, мы можем преодолеть подобные ситуации. Грузовые агенты, которые хорошо связаны с другими агентами по всему миру, найдут альтернативы для перемещения грузов. Авиакомпании, которые полностью отменили рейсы, можно заменить чартерными компаниями. В любом случае перевозчики смогут найти любые решения для обслуживания клиентов. Они могут отличаться от привычных, но возможности есть всегда.