Особенности национального ответственного хранения

Интервью с партнером компании «Britbridge. Практика логистического консалтинга» Олегом Дорожинским

Этот материал задумывался как интервью, посвященное перспективам рынка ответственного хранения в России. Причина понятна: в последнее время мы наблюдаем все нарастающий поток рекламных предложений от компаний, предлагающих эту услугу ответственного хранения. Причем, в отличие от предыдущих периодов, в количественном отношении доминируют вовсе не операторы складов классов А и А+, а категорий В и С. Чтобы разобраться с тем, что же происходит на рынке, мы встретились и побеседовали с партнером компании «Britbridge. Практика логистического консалтинга» Олегом Дорожинским. Однако наш разговор практически сразу вышел за рамки запланированной темы...

Олег Леонидович, чем вы объясняете лавинообразный рост предложений по ответственному хранению товаров, которое мы сегодня наблюдаем?

Олег Дорожинский, партнер компании «Britbridge. Практика логистического консалтинга»

О.Д.: Все, на самом деле, достаточно просто. Причина происходящего – в складывающейся на наших глазах экономической реальности. Мы наблюдаем самое начало постепенно углубляющегося кризиса. Один из индикаторов, который все внимательно изучают, – это статистика внешней торговли, а она свидетельствует, что товарооборот с Китаем за последние полгода упал примерно на треть. И если падение товарооборота с Китаем составляет около 30%, можно смело говорить о том, что розничный товарооборот в России упал на 40–45%.

Многие в качестве объяснения этого феномена приводят версию о том, что китайский импорт ушел в тень, либо о том, что он пошел через Казахстан. Но это лишь часть правды: доля подобных процессов, по моей оценке, не более 5–7%. В то же время параллельно происходит снижение товарооборота с Европой и США, причем оно существенно больше, поскольку действуют экономические санкции.

При этом к анализу таможенной статистики нужно подходить с большой осторожностью, чтобы не стать жертвой неверно истолкованных цифр. В частности, значительная доля продающейся в Москве косточковой продукции, а это в том числе черешня, персики и абрикосы, на самом деле произведена в странах Евросоюза. Знаковым в этом смысле является решение арбитражного суда в С.-Петербурге, в соответствии с которым санкционные товары завозить нельзя, а продавать можно. В результате большое количество китайского и европейского ширпотреба, продуктов питания и т. д. поступает на российский рынок, и в большинстве сетевых магазинов мы можем с легкостью приобрести санкционные товары.

Но по статистике мы не видим значительного снижения оборотов в логистической отрасли, наоборот – происходит рост выручки в ритейле?

О.Д.: С моей точки зрения, маховик кризиса в России только начинает раскручиваться. Причем, как это всегда у нас бывает, есть большой элемент инерции, который в течение некоторого времени удерживает систему на плаву, а потом происходят резкие изменения.

Надвигающийся кризис может ощутимо ударить по населению, и это почувствуют на себе прежде всего розничные сети. А розничная сеть для логистики – это самый важный клиент, «альфа и омега» логистического бизнеса. Поэтому, скорее всего, произойдет падение объемов рынка логистических услуг. Причем падение импорта из Китая, из Европы и США уже произошло, и можно предположить, что в дальнейшем его масштаб может еще увеличиться. Трудно предположить, что на место выбывающих поставщиков в тех же объемах придут российские производители.

Таким образом, уже в течение ближайшего полугодия приведенные нами проценты снижения импорта проявятся в снижении объемов хранения. Идем дальше по цепочке. Логистические операторы, дистрибьюторы раньше в значительной степени жили за счет новогодних праздников, когда рост оборотов в течение двух месяцев вокруг этой даты позволял существовать весь оставшийся год. Любой логоператор скажет, что если в августе на складе 100%-ная загрузка, то в январе она вырастет до 130%. В этом году подобного новогоднего подъема, скорее всего, не будет. И если сейчас на многих складах загрузка составляет около 80%, то к новому году, при сохранении существующей тенденции, она может снизиться до 50–60%.

Но как это связано с ростом предложения ответственного хранения?

О.Д.: Через изменение структуры рынка логистических услуг. Есть ведь еще одна тенденция, которую мы сегодня наблюдаем: в России постепенно исчезает мелкий и средний бизнес, являющийся потребителем этих услуг. Небольшие дистрибьюторские компании, компании-импортеры, мелкие и средние производители, маленькие розничные сети постепенно закрываются. Вместе с ними закрываются и маленькие логистические площадки. Их бизнес переходит к крупным компаниям, которые группируются на больших площадках классов А и А+ и заявляют о необходимости предоставлять все больше услуг «из одних рук».

Если раньше мало кому могло прийти в голову выставить заказ на площадь от 100 тыс. м2 под одной крышей, то сейчас мы видим много таких запросов. Соответственно те, кто не может соответствовать этим требованиям, оказываются за бортом. В качестве подтверждения достаточно сказать, что самая большая сделка на рынке недвижимости происходит именно на рынке логистики: Группа БИН купила индустриальный парк «PNK-Чехов», эксперты оценили сделку в $220 млн. После этого приобретения, а это 337 тыс. м2, портфель складской недвижимости под управлением УК MLP увеличился до более чем 1,7 млн. м2, и еще 500 тыс. м2 складов находятся под управлением других компаний группы БИН.

Крупный бизнес, а в кризисные периоды он всегда чувствует себя лучше, хочет иметь дело с крупными площадками, с проверенными логоператорами, и он уходит в этот сегмент. А мелкие логоператоры лишаются клиентов. Именно из этого проистекает большое количество объявлений о предоставлении логистических услуг, в том числе ответственного хранения. В условиях отсутствия четких отраслевых стандартов логоператором сегодня может назвать себя любая компания, которая имеет несколько тысяч метров складских площадей, как правило, это бывшие заводские цеха, нанимает нескольких грузчиков и готова оказывать услуги ответственного хранения.

То есть логистический рынок двигается в сторону олигополии?

О.Д.: Происходящее напоминает самораскручивающуюся спираль: с одной стороны, снижение объемов продаж и падение объемов складской обработки грузов, а с другой – уменьшение доли малого бизнеса. При этом в верхнем сегменте рынка расположились MLP, Itella и FM Logistic – эта «большая тройка», которая оперирует на нескольких миллионах квадратных метров складских площадей. Вслед за ней идут компании, которые оперируют уже сотнями тысяч м2. За пределами первой десятки рейтинга компании работают на 10–15 тыс. м2 – и это самый проблемный сегодня сегмент.

Еще пример. Есть компания-дистрибьютор, бизнес которой сжимается из-за падения импорта, но остается склад, который она пытается продать или сдать в аренду. При этом ее палетная система хранения стоит дешевле, чем металлопрокат по весу, б/у техника продается плохо, а WMS-система непродаваема в принципе. Многие в такой ситуации принимают решение стать 3-PL-оператором.

А что такое в понимании современного рынка полноценный 3-PL-оператор?

О.Д.: Чтобы погрузиться в тему глубже, попробуем сначала разобраться с терминологией 1-2-3-4-5-PL, которая сформировалась на российском рынке. Начнем с 1-PL, то есть когда компания просто что-то хранит или что-то перевозит. В действительности многие компании могут делать именно это и только это: взять товар, положить его к себе на склад, как-то его учесть и при необходимости отгрузить клиенту. Но при этом они готовы назвать себя 3-PL-операторами.

2-PL подразумевает, что с товаром на складе можно проделывать какие-то манипуляции: составлять отчеты, оперировать, хранить с учетом срока годности, отгрузить по системе fifo/ lifo. При взгляде со стороны кажется, что это очень легко организовать, но на практике связано с необходимостью понести определенные затраты. А ведь 3-PL подразумевает вполне определенный, довольно высокий уровень обслуживания. И не так много компаний, находящихся за пределами упомянутой нами «большой тройки», могут считаться полноценными современными 3-PL-операторами. Само понятие ответственного хранения, как и определение 3-PL-оператора, в современном исполнении не имеют четких трактовок. Этот вопрос надо оставить теоретикам логистики, хотя потребности со стороны рынка в четких определениях я пока не вижу.

Важно понимать, что как в случае логистического оператора любого типа, так и в случае ответственного хранения клиенту продается некая услуга (набор услуг). И эту услугу надо сформировать. Но «склад», то есть обладание теми или иными площадями, не равно понятию «услуга». Если компания это осознает и не готова вкладываться в формирование услуги, то ей остается сдавать склад в аренду либо продавать. А это далеко не всегда совпадает с желанием собственников. Поэтому рынок наполнен предложениями, многие из которых в силу отсутствия сформулированного стандартизованного комплекса услуг остаются невостребованными.

Ряд участников рынка полагают, что если склад построен, если он отвечает всем современным требованиям, то он обязательно найдет своего клиента. Так и было раньше, но за последние год-полтора ситуация изменилась. Сегодня опытный клиент первым делом будет задавать вопросы о том, какие на складе действуют стандарты, как прописаны процедуры, как компания будет работать с клиентским товаром и т. д.

И что вы как консультант можете посоветовать тем, кто оказался в непростом положении?

О.Д.: Сегодня занимать выжидательную позицию и, имея недозагруженный склад, ждать появления клиента достаточно рискованно. Если компания хочет оперировать на складе, создавая добавочную стоимость, она должна очень быстро создать собственного логистического оператора, искать нишевые решения, внедрять стандарты, прописывать понятные и прозрачные процедуры.

То есть нужно искать клиента и помогать ему строить бизнес. Например, у любого дистрибьютора основа бизнеса – это логистика. Бо’льшую часть товаров он получает со скидкой, которая в среднем составляет около 10%. Значит, основной конкурентный выигрыш, который он может получить, именно в грамотно выстроенной логистике. Необходимо помогать клиенту выстроить его бизнес с помощью собственных логистических мощностей.

В то же время на рынке периодически возникают новые окна возможностей. В частности, ФАС подготовила перечень товаров, для которых предлагается разрешить параллельный импорт (поставки продукции без разрешения правообладателя), и этот вопрос обсуждается в правительстве. В список войдут автозапчасти, медицинские товары, косметика и парфюмерия. Сейчас брендированный товар может ввозить в Россию только его владелец или уполномоченный им поставщик. Если это произойдет, то крупные российские дистрибьюторы ведущих мировых компаний окажутся в очень сложном положении – у них появятся мощные конкуренты из числа российских логистов, которые будут работать над снижением стоимости брендовых товаров.

В целом российским компаниям необходимо менять подходы к эффективности, и в принципе – к ведению бизнеса. В то же время, с точки рения логистики, сегодня нет практически ни одной компании, в которой расходы по этой статье нельзя было бы уменьшить хотя бы на 10%. Но пока это не востребовано, что уже не соответствует современным реалиям.

Интервью провел Вадим Гринберг