«Склад и Техника» №1/2008 Современные системы планирования и управления транспортом

Р. Сингх, ведущий эксперт по транспортной логистике компании i2 CНГ

Последние исследования РБК свидетельствуют об устойчивом росте российского рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) и выделяют основные тенденции его развития. В частности, отмечается увеличение доли грузоперевозок автомобильным транспортом и сокращение перевозок по железной дороге и по внутренним водным путям. Недавно Минтранс РФ сообщил о своих планах по строительству принципиально новой логистической системы, включая 15 терминалов с четырьмя центрами в Мурманске, Новороссийске, Москве и Владивостоке.

Тенденция к увеличению внутреннего спроса на товары народного потребления также способствует росту внутригородских, междугородных и международных грузоперевозок, что в свою очередь способствует повышению интенсивности контейнерных перевозок импортных и отечественных грузов. По данным РБК, доля грузопотоков из-за рубежа увеличилась с 7,7% в 2004 г. до 10,7% в 2006 г. Рост импорта товаров в РФ способствует повышению качества предоставляемых транспортно-логистических услуг (ТЛУ). Это стимулирует экспансию мировых 3PL-провайдеров и транспортно-логистических компаний на российском рынке, что в последние три года привело к заметному обострению конкуренции между национальными и международными операторами ТЛУ.

Динамика расширения рынка ТЛУ, наблюдаемая в последнее время, открытие новых логистических терминалов, усиление соперничества между операторами способствуют росту потребности в комплексном решении транспортно-логистических задач в целях более эффективного обслуживания клиентов. В число таких задач входят, например, консолидация и комплектация грузов, выбор грузоперевозчика, маршрутов, наиболее эффективное использование услуг кросс-докинга и хаба, своевременная доставка в необходимом объеме, использование услуг мультимодальных перевозчиков и многое другое.

Поставщики транспортных решений на мировом и российском рынках

Стремление транспортно-логистических операторов оказывать услуги более высокого качества и низкой себестоимости вынуждает их применять современное специализированное программное обеспечение, и, как правило, это информационные решения западных поставщиков. По данным международных консалтинговых компаний, оказывающих услуги по оптимизации транспортно-логистических процессов, применение специализированного программного обеспечения помогает снизить транспортные издержки почти на 15%. Как видим, интерес к системам планирования и управления транспортом (TMS) возрастает.

Последнее исследование американской аналитической компании Gartner по транспортным решениям посвящено обзору таких TMS-систем, представленных на международном IТ-рынке. Представленный на рисунке «магический квадрат», составленный Gartner, наглядно демонстрирует состояние рынка TMS и роль основных игроков на нем. При составлении этого квадрата использовались самые различные критерии: степень зрелости предлагаемых решений, инвестирование в приоритетные направления данного сегмента рынка, количество реализованных внедрений, удовлетворенность клиентов, прозрачность и охват рынка. По мнению экспертов Gartner, лидерами в области систем планирования и управления транспортом на международном рынке являются два поставщика – i2 и Oracle: они охватывают значительную долю рынка. Можно сказать, что эти же решения распространяются наиболее активно и на российском рынке.

Что касается российского рынка TMS-решений, значительный рост грузоперевозок между РФ и странами Европы и Китаем в последние два года демонстрирует, что этот сегмент рынка стремительно развивается и движется в сторону мировых стандартов транспортно-логистических услуг. Этому способствует и сама конъюнктурная ситуация на нем. Например, основная доля отечественного рынка пивоварения принадлежит иностранным инвесторам, естественно, они ожидают, что транспортные услуги для них будут оказываться на международном уровне.
vРоссийского заказчика при выборе решения TMS в первую очередь волнует вопрос снижения транспортных расходов при минимуме инвестиций. Зачастую это приводит к тому, что компании рассматривают в числе прочего и вариант создания собственными силами программного обеспечения, которое поможет решить проблему создания транспортно-дистрибуционной сети (ТДС). При этом, как правило, решается лишь одна или несколько задач. Как следствие, собственное программное обеспечение оказывается тормозящим фактором: особенно заметно это становится в процессе развития компании и рынка транспортно-логистических услуг, который накладывает все новые бизнес-ограничения. В результате компания вынуждена постоянно инвестировать значительные средства в поддержание собственного решения, а также содержать команду экспертов по транспортной логистике и программистов.

Можно отметить, что в последнее время все чаще российские компании предпочитают не решать задачи по созданию ТДС собственноручно, а обращаются к экспертам консалтинговых компаний и поставщикам специализированных решений.

Комплексный подход к управлению транспортом: системы TMS

На российском рынке существует более сорока поставщиков TMS-решений, включая мировых лидеров и российских вендоров. Однако работающие в России поставщики TMS предлагают решения для отдельных задач транспортно-дистрибуционной сети. Такой подход приводит к тому, что эффективность ТДС компании в целом снижается. В частности, наблюдается уменьшение ее прозрачности, нарушение синхронизации различных процессов в задачах, снижение управляемости системой ТДС, формирование неоптимальных планов транспортировки и, как следствие, ухудшение качества сервиса.
Комплексно к решению задач ТДС подходят только три компании, предлагающие западные TMS-системы.

Комплексного российского решения на рынке на сегодняшний день нет.

Часто планировщик тратит много часов и даже дней на решение задачи оптимизации перевозок, используя для этого различные неспециализированные компьютерные программы. Как известно, эти программы не могут учесть всех реально существующих параметров и требований, которые налагают на них грузоотправители, транспортные средства, грузополучатели, реальная средняя скорость передвижения по автодорогам и иные факторы. При этом сложность ТДС возрастает по мере увеличения числа ее объектов (склад, грузоперевозчик, грузоотправитель, продукты) и числа бизнес-ограничений (график работы объектов, характеристики транспортных средств, маршрутов, скорость на автотрассах и т. д.). Уменьшается наглядность схемы взаимодействия, и выбор оптимального решения становится сложной задачей, решить которую без специализированных компьютерных программ практически невозможно. В результате планировщик упускает принципиальные моменты, которые существенно влияют на реальную стоимость транспортировки. Это объясняется тем, что компьютерные программы не предусмотрены для моделирования ТДС, анализа «что-если» и оптимизации затрат.

Задачи, которые призваны решать системы TMS, разнородны, и условно их можно разбить на четыре блока:

• Мониторинг транспорта

• Интеграция с геоинформационными и GPS-системами

• Учет транспортного предприятия

• Планирование и оптимизация транспортировки.

В каждом из блоков есть целый ряд задач, и решаться одни должны комплексно и интегрально. Например, в задачу планирования и оптимизации транспортно-дистрибуционной сети входят такие проблемы, как нахождение оптимальных маршрутов, консолидация грузов, анализ «что-если», оптимизация использования транспортных средств и многие другие.

Система планирования и управления транспортом TMS имеет три горизонта планирования:

• стратегическое планирование – горизонт планирования от нескольких месяцев до нескольких лет;

• тактическое планирование – горизонт планирования от нескольких недель до месяцев;

• операционное планирование – горизонт планирования от минут до дней.

Стратегическое планирование рассматривает такие глобальные задачи, как выбор оптимального места для открытия нового складского терминала или новой единицы производства в условиях существующих бизнес-ограничений таким образом, чтобы минимизировать инвестиции и повысить уровень сервиса.

Тактическое планирование – это моделирование транспортно-дистрибуционной сети и проведение анализов «что-если», т. е. проигрывание бизнес-сценариев по различным алгоритмам оптимизации, когда значения задаваемых параметров меняются с целью выбрать тактику действий с минимальными транспортными расходами.

Операционное планирование – это моделирование реализации выбранной тактики планирования на операционном уровне. Оптимальный сценарий проигрывается в режиме реального времени с взаимодействием различных участников, таких как грузоперевозчики, грузоотправители, грузополучатели, при этом происходит отслеживание доставки продуктов «от двери до двери».

Основные задачи транспортно-дистрибуционной сети

По данным международных консалтинговых компаний, оказывающих услуги по оптимизации транспортно-логистических процессов, использование специализированного программного обеспечения помогает снизить транспортные издержки на 15%. Это достигается путем оптимизации ТДС на этапе планирования. Моделирование ТДС компании должно проводиться с учетом реальных бизнес-ограничений и решать задачи, от которых напрямую зависит стоимость грузоперевозок, а именно:

• эффективный выбор оптимального грузоперевозчика. С появлением новых видов ТЛУ, логистических операторов, ужесточением конкуренции транспортные услуги становятся более разнообразными и комплексными. Тарификация и другие условия предоставления услуг варьируют от оператора к оператору, таким образом, выбор оптимального перевозчика является задачей минимизации стоимости грузоперевозки;

• выбор оптимальных маршрутов перевозки продуктов. Здесь необходимо учесть, например, такие факторы, как тоннаж транспорта, уровень средней скорости на автодорогах, наличие одностороннего движения, разрешенные повороты;

• учет графика работы склада, времени погрузки и разгрузки, нерабочих дней;

• оптимальная консолидация грузов: «как, когда и где». Консолидация может осуществляться в одной или в разных точках, в хабе или дистрибуционном центре, в зависимости от исходных условий;

• эффективная группировка грузов с учетом порядка их разгрузки;

• разделение грузов на опасные и неопасные;

• определение местоположения нового дистрибуционного центра, хаба и площадки для кросс-докинга;

• использование минимального числа транспортных средств (ТС) для перевозки грузов;

• эффективное использование объема и грузоподъемности ТС;

• своевременная доставка грузов до дверей грузополучателя;

• мультимодальные перевозки (учет различных характеристик ТС и их тарификация). Тарифы различаются в зависимости от вида используемых транспортных средств. Например, от порта Роттердама до порта Архангельска выгоднее использовать баржу, а от порта Архангельска до города РФ воспользоваться железной дорогой.

TMS позволяют проиграть несколько вариантов решений. При моделировании ТДС прослеживается степень влияния отдельных параметров на стоимость грузоперевозки. Комплексное изменение этих параметров позволяет снизить расходы на 3...15% и выбрать, таким образом, оптимальное решение.

Основные игроки рынка транспортных решений по результатам исследования Gartner

По горизонтальной оси отложен уровень «полноты видения», которая отражает компетенцию вендоров в следующих областях: инновации, лидерство на рынке, степень согласованности представления вендора о развитии рынка с прогнозами Gartner. По вертикали отложена так называемая «способность к исполнению», которая отражает возможности вендоров по удовлетворению потребностей клиентов, а именно: их «финансовую жизнеспособность», рыночную чувствительность, потенциал по развитию продукта, величину каналов сбыта и базы существующих клиентов.

Gartner интерпретирует четыре квадранта на рисунке следующим образом:

• в квадрант «лидеров» (leaders) попали те вендоры TMS-систем, которые максимально эффективно решают задачи, актуальные для современного бизнеса, а также обладают потенциалом развития своих решений;

• в квадранте «провидцев» (visionaries) расположены вендоры, которые хорошо понимают текущее состояние рынка и тенденции его развития. Тем не менее функциональность их решений не в полной мере покрывает по­требности рынка;

• в квадранте «нишевых игроков» (niche players) находятся вендоры, которые ориентированы на небольшой сегмент рынка и недостаточно подготовлены к будущим потребностям рынка;

• в квадрант «претендентов» (challengers) попали вендоры, ориентированные на решение задач сегодняшнего бизнеса, но при этом они не имеют ясного представления о тенденциях развития рынка.

Приведем пример применения данного метода на практике. Предположим, у компании есть транспортные бизнес-задачи, для которых определен ряд бизнес-ограничений. Эти задачи имеют горизонт планирования, начиная со стратегического уровня и заканчивая операционным. Используя метод Gartner, компания может определить наиболее подходящего для себя вендора TMS-решений. При этом очевидно, что наиболее сложные задачи полностью покрываются решениями вендоров, попавших в квадрант «лидеров».


Комментировать ... >>