Как заработать для России треть триллиона долларов?

ЭД-3, или электронное декларирование третьего поколения для таможенной системы России

В. Елин, к.т.н., председатель совета директоров
ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG)

Еще не успели толком открыться границы между странами – участницами Таможенного союза (ТС), а таможенные службы дружественных государств уже думают, как нагреть «большого брата»! И это понятно: Россия-матушка велика от края до края, а потому неповоротлива. А как обеспечить достойную конкуренцию дружественным государствам при таких безграничных возможностях – идей в виде конкретных проектов не хватает.

И дело не в том, что идей и проектов нет. Они, конечно, есть, и даже с избытком. Но их крайне тяжело реализовать, потому что сколько ни обращайся к российским чиновникам, они всегда найдут обоснованный повод тебе отказать. Возможно, так происходит потому, что нефть и газ безудержно повышаются в цене, как и все виды товаров, соответственно и налоги на доходы от таможенного оформления импорта и экспорта, внешней и внутренней торговли идут в рост. Идиллия какая-то – для государства в целом и для бюджета в частности! Это как раз и расслабляет, не дает возможности адекватно оценивать действительность, создавать конкурентные и комфортные условия для работы участников ВЭД, предпринимателей и других резидентов российского рынка.

Наши партнеры по ТС давно подсчитали, что после объединения у каждой из сторон появится не так много возможностей оттянуть на себя часть огромного одеяла в виде импортно-экспортных потоков через его национальные границы. Для Казахстана с его мобильной финансовой системой, не обремененной избыточным бюджетным планом, последовательной экономической политикой, меньшим налоговым бременем на бизнес, чем в России, есть один шанс  – сделать более дешевым и выгодным приграничный сервис для китайских потоков, сыграв тем самым на своем удачном местоположении между Китаем, кузницей мировых товаров, и Россией, «большим братом» и потребителем этих самых товаров. Эффект по перетеканию предпринимателей и участников ВЭД на приграничные территории Казахстана усиливает и экономическая составляющая в виде невысокого по сравнению с Россией НДС. В Казахстане он составляет всего 12%, а в России – 18%. Как говорится, почувствуйте разницу, особенно при гигантских внешнеторговых оборотах с Китаем!

Другой наш сосед тоже время попусту не теряет. Белорусские таможенники у «батьки» Лукашенко очень вымуштрованные ребята. Взяток не берут по идеологическим соображениям, а может, из принципа. По-видимому, трудолюбивым и морально стойким офицерам Белорусской таможни действительно «за державу обидно» – как их российскому коллеге Верещагину из кинофильма «Белое солнце пустыни». В Белоруссии таможенный сервис комфортен, быстр и разумен. Цены на услуги для участников ВЭД на границе с Польшей разительно отличаются от ценников за «калитку» на СВХ в Смоленске, Брянске, Пскове или в Торфяновке под С.-Петербургом – разумеется, в меньшую сторону. А если везешь импортный груз, честно тебе бонус – пролетай, как скоростной поезд «Сапсан», без лишних остановок и проблем! Что еще нужно для нормальной жизни и комфортного бизнеса любому, и не только российскому участнику ВЭД?

Жаль, что наши таможенники не успеют перестроиться для участия в новом распределении внешнеэкономических потоков у наших же государственных границ ТС – слишком высока инертность. Кроме всего прочего российской таможенной службе нужна какая-то прорывная идея, реалистичный и быстро внедряемый приграничный проект. Я не беру в расчет проект-концепцию – строительство тамо­женно-логистических терминалов (ТЛТ) на приграничных территориях в Российской Федерации. Идея эта не нова, и скоро она может стать ненужной. Особенно в случае вступления нашей страны в ВТО в 2011 г., как уверенно утверждает торговый представитель США, что в свою очередь приведет к будущей возможной быстрой интеграции с европейским экономическим пространством. А как мы знаем, внутри Европейского союза никаких европейских ТЛТ не имеется, так как во всем цивилизованном мире большинство логистических и таможенных центров сосредоточено в пригородах крупных мегаполисов или в портовых зонах.

Какая же идея могла бы стать прорывным и быстро реализуемым проектом для таможенной системы России? Называется эта идея, или лучше сказать технология, ЭД-3, или электронное декларирование третьего поколения через сеть Интернет. Суть технологии ЭД-3 заключается в модернизации уже аттестованной ГНИВЦ ФТС РФ и активно действующей на территории Российской Федерации технологии ЭД-2 оформления электронных деклараций через Интернет. Но в ЭД-3 оно будет проводиться с использованием моментальной оплаты таможенных платежей на основе существующих платежных систем. Технология ЭД-3 позволит участникам ВЭД оплачивать таможенные платежи в режиме 24х7 в любой точке ТС, включая его приграничные территории, даст возможность автоматически следить за состоянием счета-депозита для оплаты всех таможенных платежей. В конце концов, у таможенников появится инструмент для ежеминутного онлайн-мониторинга платежей в масштабе всей страны.

В идеальном варианте, чтобы не отставать от развитых стран «большой семерки», мы должны шагнуть дальше с электронным декларированием через Интернет, активно внедряя уже сделанные наработки в этой сфере, а именно – взяв за основу концепцию внедрения электронного декларирования любой из стран G7, использовать их опыт применительно к нашей стране.

Возьмем для примера американскую практику формирования системы электронного декларирования. Вот основные тезисы, которые были положены в ее основу в период внедрения, взятые из статьи К. Корнякова «Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств»:

  • создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;
  • обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;
  • организация единого центра управления финансами таможни;
  • ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;
  • достижение лидирующей роли США в области международной торговли.

Звучит очень разумно. Кроме того, эти принципы и технологии испытаны временем. Причем все необходимое для реализации такого проекта у России в той или иной форме есть. Кстати, «зеленый коридор» по-американски – это 5–10 секунд для пересечения границы с грузом!

А теперь представьте себе, что после внедрения системы электронного анализа данных, электронного декларирования и электронного оборота документов таможенные органы США в первый год внедрения системы получили экономический эффект, равный чуть ли не 20% от ВВП страны.

Для сведения: ВВП России за 2010 г., согласно данным Росстата, составил 44,5 трлн. руб. – а ведь это не самый лучший год, послекризисный. Получается, что доходы от комплексного внедрения электронного декларирования следующего поколения в РФ в совокупности с реализованными тезисами и технологиями, как в США, дали бы стране экономический эффект, эквивалентный $315 млрд. в год. Так может, нам сырую нефть и газ не качать за копейки, а модернизировать таможенную систему в государстве? Экономический эффект будет невероятно высоким и приносящим ежегодную прибыль!

Автомобильные весы (ч. 1) (Обзор моделей автомобильные весов на российском рынке)
Автомобильные весы (ч. 1)
Обзор моделей автомобильные весов на российском рынке
Логистика должна контролировать качество продукции от склада до покупателя (Организация логистики на новом предприятии Valio в России)
Логистика должна контролировать качество продукции от склада до покупателя
Организация логистики на новом предприятии Valio в России
Логистическая индустрия в Северной Америке
Логистическая индустрия в Северной Америке

Логистика как комплексная система планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки и доставки готовой продукции потребителю, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации и финансовых потоков, получила наибольшее практическое воплощение и развитие на североамериканском континенте, прежде всего в США.

Грузозахватные приспособления для обработки контейнеров
Грузозахватные приспособления для обработки контейнеров

В настоящее время перевозки грузов в контейнерах заняли стратегическое положение в организации внутреннего и внешнего грузооборота стран мирового сообщества. Эти устройства широко используются для перевозки грузов на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте, для хранения продукции на транспортных терминалах и складах торговых и промышленных предприятий. Применение контейнеров позволяет укрупнить грузовые отправки и снизить трудоемкость при их транспортировке...

Транспортно-логистические проблемы Москвы
Транспортно-логистические проблемы Москвы

В последнее время о транспортных проблемах столицы говорят и пишут очень много. Похоже, их стали ощущать на себе не только мы, ежедневно простаивающие в многокилометровых пробках, но и руководство страны: во всяком случае, его решение наконец было возведено в ранг почти государственной задачи и взято под личный контроль Президента РФ Дмитрия Медведева. Не секрет, что они были одной из веских причин для самого неожиданного для всех москвичей события – увольнения с поста мэра Москвы Юрия Лужкова.