Инновационные решения 3PL-оператора

IT-решения компании ISolutions для 3PL-оператора «АС-24»

К. Савергин, генеральный директор «iSolutions»
К. Савергин, генеральный директор «iSolutions»

До начала кризиса отрасль логистики в России стремительно развивалась, однако новые экономические условия значительно изменили ситуацию. С одной стороны, рынок совсем недавно интенсивно рос, а значит, является перспективным, с другой стороны, сейчас на нем наблюдается стагнация из-за кризиса. В таких условиях действует правило: либо ты эффективный, либо ты «мертвый». Совершенно ясно, что «мертвым» никто быть не хочет. Что делать в этой ситуации провайдеру логистических услуг?

Как это ни банально, но для ответа на данный вопрос необходимо вспомнить, на каких принципах базируется деятельность 3PL-операторов. В логистике они носят название «7R»:

  • 1R (right product) – нужный товар;
  • 2R (right quality) – необходимого качества;
  • 3R (right quantity) – в необходимом количестве;
  • 4R (right time) – в нужное время;
  • 5R (right place) – в нужное место;
  • 6R (right customer) – нужному потребителю;
  • 7R (right cost) – с требуемым уровнем затрат.

Бизнес-процессы компании, оказывающей логистические услуги, должны быть направлены на соблюдение и достижение перечисленных правил – по сути, сами эти правила должны являться бизнес-процессами 3PL-оператора. Все они направлены на достижение целей, которые ставит перед собой клиент: экономия времени, разделение ответственности, быстрая и адекватная настройка каналов дистрибуции, передача вспомогательного сервиса профессионалам, применение ноу-хау и инновационных технологий.

В современной экономике невозможно соответствовать этим правилам без применения инновационных технологий и эффективно предоставлять логистические услуги. Рассмотрим на примере 3PL-оператора «АС-24», какие информационные технологии применимы и как они позволяют развивать и совершенствовать бизнес.

Развитие компании «АС-24» проходило по достаточно стандартным этапам, характерным для логистической отрасли России в целом. Сначала она создавалась как дистрибьютор, затем произошло выделение логистики как сервисного подразделения, обеспечивающего основную деятельность по продаже. После этого в рамках основного бизнеса – дистрибуции – она начала оказание «попутных» логистических услуг другим компаниям. В результате произошло выделение логистики как основы нового бизнеса – 3PL. При формировании стратегии нового бизнес-направления были сформулированы следующие принципы:

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация  на  бизнес-процесс;
  • ориентация на предотвращение ошибок и сбоев;
  • ориентация на постоянное совершенствование.

На базе этих принципов было сформулировано несколько инноваций, каждая из которых так или иначе тесно связана с IT-технологиями. Основой для этого послужило определение места IT-системы в структуре и процессах бизнеса: ведь система – это не только учет и не «модный бантик», а «средство производства». Средством производства для получения продукта в виде логистических услуг являются три вещи: непосредственно сам склад, персонал, IT-система, которая должна заставлять работать предыдущие две составляющие оптимальным способом.

При выборе системы компания «АС-24» исходила из основного требования: сжатые сроки внедрения и развертывания системы на складском комплексе с полностью отсутствующей информационной инфраструктурой. Запуск системы должен происходить одновременно с открытием складского комплекса. Самым главным критерием служила необходимость того, чтобы решение позволяло использовать складские мощности оптимальным образом и предлагать клиентам гибкие условия сотрудничества. В результате выбор был сделан в пользу отраслевого решения компании ISolutions, благодаря которому удалось добиться значительных результатов, – повышения эффективности складских площадей за счет того, что система диктует правила размещения товара на складе, используя алгоритмы оптимизации его хранения. При этом для каждого типа товара и для каждого клиента настраивается свой алгоритм, базирующийся на особенностях его бизнес-процессов, условий хранения, товарооборота и т. д. Повышена также и скорость обработки операций за счет технологий штрих-кодирования с использованием мобильных терминалов сбора данных (ТСД) с доступом по WiFi. Все операции по складу проводятся непосредственно с помощью ТСД с отражением в системе в режиме on-line. Логическим результатом увеличения скорости выполнения складских операций стало снижение их стоимости.

Конечно, идеальный случай управления, как показывает зарубежный опыт, это роботизированный склад. Но пока наши логистические компании к этому только стремятся. Вместе с тем пример компании «АС-24» показывает, как использование системы позволило минимизировать зависимость от персонала за счет того, что бо’льшая часть операций инициируется непосредственно без его привлечения.

Еще один важный аспект в деятельности склада – это контроль за выполнением работ. Здесь использован механизм on-line-регистрации всех проводимых действий на складе. Любой диспетчер или начальник смены может контролировать ход выполнения конкретных действий в конкретную секунду. Также по каждой операции регистрируются время ее выполнения, исполнитель и результат в виде конкретного движения товара. На основании этой информации проводится анализ загруженности персонала и качества его работы.

Самой важной областью применения информационных технологий являются взаимоотношения с клиентами логистического оператора. Что самое важное для клиентов, особенно в условиях кризиса? Понимание своих затрат и их снижение. Такая возможность представляется  за счет максимальной детализации при расчете услуг. Детализированный «биллинг» дает возможность клиенту анализировать свои затраты по каждому товару и каждой операции и соответственно принимать решения, за счет чего есть возможность снижать затраты. Ну а если не снижать, то по крайней мере их прогнозировать. Такой подход при расчете услуг позволяет легче решать коммерческие вопросы с клиентами, ведь каждый из нас, покупая любой продукт, старается понять, за что конкретно он платит.

Помимо расчета стоимости услуг для клиента важно удобство работы с логистическим оператором. Для того чтобы его обеспечить, была произведена работа по упрощению коммуникаций, т. е. использованы методы электронной коммерции, организован обмен данными посредством интеграции IT-системы с системами клиентов.

Для интеграции систем реализовано несколько механизмов – прямая интеграция и использование технологии EDI, где правила и структура обмена уже стандартизованы. Data Integration Module решения iSolutions-Логистика автоматизирует процесс обмена данными с информационными системами клиентов «АС-24» на платформах SAP, 1С, Microsoft Dynamics AX, JD Edwards и др.

Все эти решения используются при оказании услуг текущим клиентам, но всегда актуален и другой вопрос: а как же выстраивать отношения с новыми клиентами? В Европе у таких складских комплексов есть один клиент, под которого выстраиваются все бизнес-процессы и решаются конкретно его задачи. В России этого нет. У нас идет работа с большим количеством разных клиентов, и в этом заключается местная, национальная спе­цифика отечественной складской логистики. Здесь важно выстроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы подключение нового заказчика происходило за оптимальный срок, при этом не нарушая текущей работы склада и особенно не мешая текущим клиентам. Чтобы этого добиться, необходимо посмотреть на поставленную задачу с двух сторон: со стороны бизнеса и информационных технологий. С точки зрения бизнеса произведена унификация складских процессов таким образом, чтобы иметь возможность быстро адаптировать их под специфику нового клиента. С точки зрения решения IT-задач компания ISolutions настроила систему таким образом, чтобы заведение данных по клиенту и его товару происходило максимально быстро. Еще одним плюсом для каждого клиента является проработанный план интеграции внедряемой и уже существующей у него системы.

Актуальность вышеизложенного особенно возрастает в условиях кризиса. В нынешних условиях крайне важно иметь управляемый бизнес, гибко реагирующий на постоянно меняющуюся внешнюю среду. И при этом работать оптимальным образом. Это возможно только с помощью синергии инноваций и IT-технологий. Понимая это, «АС-24» не только использует уже имеющиеся решения, но и продолжает их развивать, применяя новые, зачастую революционные для российского рынка технологии.