Инновационные решения 3PL-оператора

IT-решения компании ISolutions для 3PL-оператора «АС-24»

К. Савергин, генеральный директор «iSolutions»
К. Савергин, генеральный директор «iSolutions»

До начала кризиса отрасль логистики в России стремительно развивалась, однако новые экономические условия значительно изменили ситуацию. С одной стороны, рынок совсем недавно интенсивно рос, а значит, является перспективным, с другой стороны, сейчас на нем наблюдается стагнация из-за кризиса. В таких условиях действует правило: либо ты эффективный, либо ты «мертвый». Совершенно ясно, что «мертвым» никто быть не хочет. Что делать в этой ситуации провайдеру логистических услуг?

Как это ни банально, но для ответа на данный вопрос необходимо вспомнить, на каких принципах базируется деятельность 3PL-операторов. В логистике они носят название «7R»:

  • 1R (right product) – нужный товар;
  • 2R (right quality) – необходимого качества;
  • 3R (right quantity) – в необходимом количестве;
  • 4R (right time) – в нужное время;
  • 5R (right place) – в нужное место;
  • 6R (right customer) – нужному потребителю;
  • 7R (right cost) – с требуемым уровнем затрат.

Бизнес-процессы компании, оказывающей логистические услуги, должны быть направлены на соблюдение и достижение перечисленных правил – по сути, сами эти правила должны являться бизнес-процессами 3PL-оператора. Все они направлены на достижение целей, которые ставит перед собой клиент: экономия времени, разделение ответственности, быстрая и адекватная настройка каналов дистрибуции, передача вспомогательного сервиса профессионалам, применение ноу-хау и инновационных технологий.

В современной экономике невозможно соответствовать этим правилам без применения инновационных технологий и эффективно предоставлять логистические услуги. Рассмотрим на примере 3PL-оператора «АС-24», какие информационные технологии применимы и как они позволяют развивать и совершенствовать бизнес.

Развитие компании «АС-24» проходило по достаточно стандартным этапам, характерным для логистической отрасли России в целом. Сначала она создавалась как дистрибьютор, затем произошло выделение логистики как сервисного подразделения, обеспечивающего основную деятельность по продаже. После этого в рамках основного бизнеса – дистрибуции – она начала оказание «попутных» логистических услуг другим компаниям. В результате произошло выделение логистики как основы нового бизнеса – 3PL. При формировании стратегии нового бизнес-направления были сформулированы следующие принципы:

  • ориентация на потребителя;
  • ориентация  на  бизнес-процесс;
  • ориентация на предотвращение ошибок и сбоев;
  • ориентация на постоянное совершенствование.

На базе этих принципов было сформулировано несколько инноваций, каждая из которых так или иначе тесно связана с IT-технологиями. Основой для этого послужило определение места IT-системы в структуре и процессах бизнеса: ведь система – это не только учет и не «модный бантик», а «средство производства». Средством производства для получения продукта в виде логистических услуг являются три вещи: непосредственно сам склад, персонал, IT-система, которая должна заставлять работать предыдущие две составляющие оптимальным способом.

При выборе системы компания «АС-24» исходила из основного требования: сжатые сроки внедрения и развертывания системы на складском комплексе с полностью отсутствующей информационной инфраструктурой. Запуск системы должен происходить одновременно с открытием складского комплекса. Самым главным критерием служила необходимость того, чтобы решение позволяло использовать складские мощности оптимальным образом и предлагать клиентам гибкие условия сотрудничества. В результате выбор был сделан в пользу отраслевого решения компании ISolutions, благодаря которому удалось добиться значительных результатов, – повышения эффективности складских площадей за счет того, что система диктует правила размещения товара на складе, используя алгоритмы оптимизации его хранения. При этом для каждого типа товара и для каждого клиента настраивается свой алгоритм, базирующийся на особенностях его бизнес-процессов, условий хранения, товарооборота и т. д. Повышена также и скорость обработки операций за счет технологий штрих-кодирования с использованием мобильных терминалов сбора данных (ТСД) с доступом по WiFi. Все операции по складу проводятся непосредственно с помощью ТСД с отражением в системе в режиме on-line. Логическим результатом увеличения скорости выполнения складских операций стало снижение их стоимости.

Конечно, идеальный случай управления, как показывает зарубежный опыт, это роботизированный склад. Но пока наши логистические компании к этому только стремятся. Вместе с тем пример компании «АС-24» показывает, как использование системы позволило минимизировать зависимость от персонала за счет того, что бо’льшая часть операций инициируется непосредственно без его привлечения.

Еще один важный аспект в деятельности склада – это контроль за выполнением работ. Здесь использован механизм on-line-регистрации всех проводимых действий на складе. Любой диспетчер или начальник смены может контролировать ход выполнения конкретных действий в конкретную секунду. Также по каждой операции регистрируются время ее выполнения, исполнитель и результат в виде конкретного движения товара. На основании этой информации проводится анализ загруженности персонала и качества его работы.

Самой важной областью применения информационных технологий являются взаимоотношения с клиентами логистического оператора. Что самое важное для клиентов, особенно в условиях кризиса? Понимание своих затрат и их снижение. Такая возможность представляется  за счет максимальной детализации при расчете услуг. Детализированный «биллинг» дает возможность клиенту анализировать свои затраты по каждому товару и каждой операции и соответственно принимать решения, за счет чего есть возможность снижать затраты. Ну а если не снижать, то по крайней мере их прогнозировать. Такой подход при расчете услуг позволяет легче решать коммерческие вопросы с клиентами, ведь каждый из нас, покупая любой продукт, старается понять, за что конкретно он платит.

Помимо расчета стоимости услуг для клиента важно удобство работы с логистическим оператором. Для того чтобы его обеспечить, была произведена работа по упрощению коммуникаций, т. е. использованы методы электронной коммерции, организован обмен данными посредством интеграции IT-системы с системами клиентов.

Для интеграции систем реализовано несколько механизмов – прямая интеграция и использование технологии EDI, где правила и структура обмена уже стандартизованы. Data Integration Module решения iSolutions-Логистика автоматизирует процесс обмена данными с информационными системами клиентов «АС-24» на платформах SAP, 1С, Microsoft Dynamics AX, JD Edwards и др.

Все эти решения используются при оказании услуг текущим клиентам, но всегда актуален и другой вопрос: а как же выстраивать отношения с новыми клиентами? В Европе у таких складских комплексов есть один клиент, под которого выстраиваются все бизнес-процессы и решаются конкретно его задачи. В России этого нет. У нас идет работа с большим количеством разных клиентов, и в этом заключается местная, национальная спе­цифика отечественной складской логистики. Здесь важно выстроить свои бизнес-процессы таким образом, чтобы подключение нового заказчика происходило за оптимальный срок, при этом не нарушая текущей работы склада и особенно не мешая текущим клиентам. Чтобы этого добиться, необходимо посмотреть на поставленную задачу с двух сторон: со стороны бизнеса и информационных технологий. С точки зрения бизнеса произведена унификация складских процессов таким образом, чтобы иметь возможность быстро адаптировать их под специфику нового клиента. С точки зрения решения IT-задач компания ISolutions настроила систему таким образом, чтобы заведение данных по клиенту и его товару происходило максимально быстро. Еще одним плюсом для каждого клиента является проработанный план интеграции внедряемой и уже существующей у него системы.

Актуальность вышеизложенного особенно возрастает в условиях кризиса. В нынешних условиях крайне важно иметь управляемый бизнес, гибко реагирующий на постоянно меняющуюся внешнюю среду. И при этом работать оптимальным образом. Это возможно только с помощью синергии инноваций и IT-технологий. Понимая это, «АС-24» не только использует уже имеющиеся решения, но и продолжает их развивать, применяя новые, зачастую революционные для российского рынка технологии.

Особенности технологических решений для современных фармацевтических складов
Особенности технологических решений для современных фармацевтических складов

Склад фармацевтической продукции, без сомнения, является одним из наиболее интересных решений для хранения продукции с точки зрения возможностей эффективной автоматизации внутренней логистики путем последовательного усложнения используемых систем хранения и комплектации, повышения технологического уровня обработки на фоне многообразия внутрискладского перемещения товаров.

Особенности складирования пищевой продукции
Особенности складирования пищевой продукции

Хранение и обработка различных товаров часто имеют свою особую специфику. В одной из статей мы уже рассказывали, как осуществляются логистические операции с парфюмерно-косметической продукцией на складе одного из ведущих 3PL-операторов – компании FM Logistic. Представляем вниманию читателей интервью с ее автором Мишелем Конаном, руководителем отдела методов/ процессов и разработки предложений по России FM Logistic, посвященное вопросам и особенностям складирования пищевой продукции.

Логистические центры в России
Логистические центры в России

Логистические предприятия в последние годы все чаще оказываются в центре внимания экономического сообщества. Общий оборот европейского рынка логистических услуг составляет более 600 млрд. евро. Примерно 30% логистических функций во всех отраслях экономики ежегодно передается логистическим компаниям. Спрос на услуги логистических операторов формируют промышленность и торговля, которые расходуют на логистику в Европе 120...140 млрд. евро ежегодно.

CeMAT Russia 2017 представит новинки года
CeMAT Russia 2017 представит новинки года

CeMAT Russia, единственная в России выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада, в сентябре вновь распахнет свои двери для специалистов по интралогистике. В экспозиции будут демонстрироваться новейшие складские системы, подъемно-транспортное оборудование и комплектующие к нему, средства автоматизации склада, оборудование для упаковки и подбора заказов, программное обеспечение для организации работы склада на предприятиях и в организациях различных направлений деятельности: торговых сетях, транспортно-логистических компаниях, логистических комплексах и терминалах, производственных предприятиях различных отраслей и др. Некоторые из ее экспонатов мы хотим представить нашим читателям.

Незаменимая опция для склада и автоматизированных систем хранения (Модули «Pick-to-Light»/«Put-to-Light» («Световые подсказки»))
Незаменимая опция для склада и автоматизированных систем хранения
Модули «Pick-to-Light»/«Put-to-Light» («Световые подсказки»)