10-й Международный Балтийский транспортный форум

Десятый по счету, юбилейный, Балтийский транспортный форум, прошедший в Калининграде 6–7 сентября 2018 г., стал представительной площадкой для анализа современного состояния и обсуждения перспектив развития отечественной транспортной отрасли.

Открывая мероприятие, Роман Балашов, заместитель Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (г. Калининград), отметил: «Балтийский транспортный форум является важным профессиональным событием в транспортной отрасли Северо-Запада. Форум способствует выявлению актуальных проблем и их решений, которые служат развитию транспортно-логистической сферы. Эффективность работы форума доказывает многолетний опыт его проведения».

От имени Оргкомитета с поздравлениями к собравшимся обратился Максим Воронцов, генеральный директор «ICF – Международные конференции». В своем приветственном слове он подчеркнул, что «многие проекты, свидетелями которых стали делегаты Балтийских транспортных форумов прошедших лет, оказались и окажутся прорывными для региона».

Елена Дятлова, министр развития инфраструктуры Калининградской области, в своем выступлении выразила убеждение, что за время своего существования форум показал себя как эффективный инструмент международного уровня для обсуждения и решения вопросов развития транспортно-логистической отрасли, и подробно остановилась на каждом направлении развития транспорта в регионе. Так, благодаря проведению в Калининграде матчей чемпионата мира по футболу мы получили прекрасный стадион, современные объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, набережные и новый аэропорт с большой пропускной способностью), отметила министр.

Аэропорт «Храброво», реконструкция которого была закончена в 2018 г., теперь может принимать любые типы воздушных судов. Здесь планируется увеличение географии полетов и общей годовой загрузки воздушной гавани до 3,5 млн пассажиров. Продолжается строительство таких инфраструктурных проектов как автодорожное Приморское кольцо, автомобильная дорога «Северный обход», на завершающем этапе строительство морского терминала в Пионерском (пуск – в 2019 г.) и строительство паромов для развития паромной линии Усть-Луга – Балтийск (ввод в эксплуатацию – в 2020 г.). Рост объемов перевозки грузов железнодорожным транспортом в первом полугодии 2018 г. составил около 30%, объем перевалки грузов портовым комплексом увеличился почти на 10%. Прогнозируется, что показатели эффективности функционирования транспортного комплекса Калининградской области продолжат показывать положительную динамику, сообщила Елена Дятлова.

Заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Николай Верийчук рассказал участникам форума о развитии железнодорожных подходов в порту Усть-Луга, а также комплексном развитии Мурманского транспортного узла, коснувшись в своем докладе проектов «Белкомур» и Северного широтного хода (первый пример концессионного соглашения и крупнейший проект развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны страны). Специалист особо остановился на необходимости ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта, снижения территориальных диспропорций в развитии его инфраструктуры, улучшения транспортной обеспеченности регионов и дальнейшего развития пропускной способности их железнодорожных линий. И, конечно же, указал на важность снятия ограничений для роста объемов транзитных перевозок.

Виктор Голомолзин, начальник Калининградской железной дороги – филиала РЖД, продолжил эту тему сообщением об организации транзитных контейнерных перевозок между Китаем и Европой, а также о работе маршрута Вольфсбург (Германия) – Калуга немецкого перевозчика Deutsche Bahn и контейнерном поезде Находка – Калининград. «Кроме того, Калининградской дорогой совместно с компаниями ОТЛК, DB, Stena Line и Mann Lines организована возможность мультимодальной перевозки контейнерных поездов, следующих по маршруту Китай – Евросоюз и обратно через порт Калининград, – добавил он. – Это новый сервис, созданный для дополнения действующих маршрутов».

Новые логистические проекты позволили остановить тенденцию к снижению объемов грузоперевозок на Калининградском направлении, подчеркнул выступавший. С начала этого года объемы перевозок на Калининградской железной дороге выросли на 27% к уровню 2017 г.

Ко времени доклада о нормотворческих инициативах в сфере морского и речного транспорта Андрея Городиштьяна, заместителя генерального директора по безопасности мореплавания ФГУП «Росморпорт», участники форума успели активно подискутировать о проблемах рынка услуг в сфере портового дноуглубления, объем которого в России за последние четыре года, по мнению экспертов форума, превысил 170 млн м3. Однако было отмечено, что на этом фронте работ задействованы сплошь иностранные компании.

Участники мероприятия живо продолжили споры на эту тему в кулуарах форума, сетуя, что для серьезных дноуглубительных работ у нас в стране нет даже соответствующей техники, и упирая на то, что в резолюцию форума должен попасть и этот пункт для дальнейшей проработки проблемы на более высоких уровнях.

Традиционно пополнил будущую резолюцию форума списком предложений и Леонид Степанюк, вице-президент компании «ДСВ-Транспорт», руководитель Комитета КТПП по транспорту и таможенной политике, депутат Калининградской областной думы, член думского комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры. Коснувшись проблем продолжающихся кризисных явлений в экономике и роста конкуренции российских регионов в борьбе за бюджетные средства, спикер особо подчеркнул тот факт, что первым в списке геостратегических территорий страны, имеющих особое значение для территориальной целостности и безопасности государства, наряду с Крымом и г. Севастополь, числится и Калининградская область. «Тем временем, свой бюджетный ресурс Калининградская область практически исчерпала», – обеспокоен эксперт.

По инициативе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) еще в дни подготовки к Балтийскому транспортному форуму был проведен предварительный «мозговой штурм» среди будущих его делегатов: участники мероприятия заранее готовили свои вопросы и предложения к органам государственной власти и на самом форуме в Калининграде услышали ответы на самые актуальные из них. Сергей Соколов, советник отдела таможенных операций и таможенного контроля Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, заверил всех, что вопросы и предложения, поступившие от делегатов форума, помогут наметить дальнейший вектор и скорректировать текущую ситуацию. Стоит отметить, что вопросы, адресованные ЕЭК и переданные исполнителям, оказались предметными, острыми, не терпящим отлагательств.

Нетрудно догадаться, что проблемы таможни, поднятые и.о. первого заместителя начальника Калининградской областной таможни Светланой Куманевой, вызвали не меньший ажиотаж. Калининградская областная таможня, находясь на передовых рубежах при реализации перспективных технологий совершения таможенных операций, включена во многие пилотные проекты, реализуемые в таможенных органах России. «Это, несомненно, окажет положительное влияние при реализации положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при условии заинтересованности и активного участия бизнес-сообщества во внедряемых проектах», – призвала всех к диалогу руководитель таможенной службы.

После перерыва модератора пленарной сессии «Балтийский регион: новая конфигурация транспортного рынка» Ингу Дмитриеву, главного редактора журнала «Автомобильные дороги», сменил ведущий ТСН Медиа-группы «Каскад» Дмитрий Саранча.

Круглый стол «Железная дорога и порты: взаимодействие на стыке» прошел в формате расширенной дискуссии, в которой в числе прочих приняли участие представители железных дорог Балтийского региона: Евгений Майоров, первый заместитель начальника Калининградской железной дороги – филиала РЖД, Саулюс Стасюнас, директор Департамента по развитию бизнеса «Литовских железных дорог», Гундарс Аболс, председатель правления «LDZ Loģistika», Александр Евсюк, первый заместитель начальника службы грузовой работы и ВЭД Белорусской железной дороги.

Не секрет, что в рядах железнодорожников «копья ломались» еще накануне форума. Так, для калининградского направления произошло повышение действующих железнодорожных тарифов на перевозку ряда номенклатур грузов по территории Беларуси более чем на 10%. Таким образом, усугубились неконкурентоспособные условия для калининградских производителей. По оперативной информации Калининградской железной дороги, повышение коснулось грузов, перевозимых как из Калининградской области (торф, кирпич строительный, продукция маргариновая, консервы, бумага, автомобили, плитка керамическая, коньяк, масло соевое), так и в нее (уголь, лесоматериалы круглые, мелочь коксовая, смеси сухие).

Согласно ответу Правительства Республики Беларусь, тарифы белорусской стороной не повышались с 1 января 2013 г., в то время как российские тарифы индексируются ежегодно. Справедливости ради, стоит отметить, что Белорусской железной дорогой размер тарифов на перевозки около 90% общего объема грузов, следующих транзитом по Беларуси из/в Калининградскую область, был все-таки снижен до уровня, действовавшего до 25 февраля 2018 г.

Калининградские транспортники, как и соседи по региону, сегодня делают ставку на рост внешнеторговых перевозок, и, конечно же, на контейнеризацию.

Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти «ОТЛК ЕРА», рассматривая ключевые аспекты дальнейшего развития транзитных перевозок, также упомянула майские президентские указы, особо отметила те же контейнерный и китайский тренды и призвала к тому, чтобы снижать издержки и улучшать ситуацию с обратной загрузкой. «Экономика растет тогда, когда мы не едем порожними», – подытожила выступавшая, обозначив вектор работы компании на перспективу.

Директор проектного отдела «РЖД Логистики» Александр Игнатов рассказал собравшейся аудитории об особенностях экспортной мультимодальной логистики из Калининграда в страны Балтии и Европы.

Михаил Тарасов, заместитель генерального директора «РусТрейла», организовал дискуссию вокруг контрейлерных перевозок. «Мы движемся в направлении организации регулярного сервиса на маршруте Калининград – Москва – Калининград. Одним из преимуществ реализации данного проекта является, в частности, упрощение прохождения государственных границ, которых у нас четыре, и облегчение таможенных процедур. В итоге транспортировка автомобильного прицепа на контрейлерной платформе из Калининграда в Москву, по нашим расчетам, должна оказаться дешевле стоимости автомобильной перевозки и быстрее по срокам», – отметил М. Тарасов.

Андрей Мошков, заместитель директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – начальник Калининградского управления, сообщил, что в текущем году ожидаются наилучшие показатели по грузообороту за последние десять лет. «Мы ожидаем показатель на уровне 15 млн т по грузообороту, предыдущий такой показатель был в докризисном 2008 году», – подчеркнул эксперт.

Алексей Павлов, генеральный директор «Балтийской стивидорной компании», поделился уверенностью, что у портов Калининградской области появилась уникальная возможность значительно увеличить и контейнерооборот, в том числе посредством организации мультимодальной перевалки транзитного грузопотока, следующего железной дорогой по маршруту «Китай – Европа – Китай». Как известно, до осени 2017 г. китайский контейнерный транзит проходил минуя Калининградскую область через Беларусь, но из-за различных инфраструктурных барьеров на границе с Европой был открыт новый транзитный железнодорожный коридор по маршруту Чунцинь (Китай) – Дуйсбург (Германия), следующий через Калининградскую область. 23 июня на ст. Дзержинская–Новая прибыл 1000-й контейнерный поезд с начала 2018 г. В целом, транзитный грузопоток имеет огромный потенциал и является мощным стимулом для дальнейшего развития морских контейнерных терминалов Калининградской области.

Ольга Гопкало, представитель компании «Морстройтехнология», также считает, что транзит является хорошим стимулом для развития новых портовых проектов на российской Балтике. Но более всего, убеждена она, нам нужны новые специализированные терминалы.

Многие делегаты смогли поделиться с коллегами своим профессиональным видением в рамках первого дня форума, и диалог продолжился во второй день, когда состоялась профессиональная экскурсия с посещением строительной площадки международного морского терминала в Пионерском.

За десять лет Балтийский транспортный форум стал одним из главных мероприятий и дискуссионных площадок на Балтике с участием представителей органов власти, владельцев и руководителей крупнейших международных железнодорожных, морских, автомобильных перевозчиков, стивидорных компаний и компаний-грузовладельцев, имеющих деловые интересы в регионе. Все предложения делегатов юбилейного форума традиционно найдут свое место в резолюции, которая будет направлена во все ответственные инстанции.

По материалам пресс-службы и информационных партнеров 10-го Международного Балтийского транспортного форума