Attention! Опасные грузы

Требования к авиаперевозкам опасных грузов

Опасные грузы становятся опасными в тот момент, когда происходит их утечка, или, когда они вступают во взаимодействие с другими веществами и, тем самым, начинают опасно реагировать (идет химическая реакция).

Вероятность угрозы для людей и окружающей среды при авиаперевозке опасных грузов происходит чаще всего из-за таких факторов, как вибрация, изменение атмосферного давления, изменение температуры (грузят в одной климатической зоне, а выгружают в другой). Главное отличие авиаперевозки – замкнутость пространства. То есть, груз, который уже начал проявлять свои опасные свойства в полете, невозможно удалить с рейса.

Именно поэтому такая отправка требует повышенного внимания. Ведь речь идет о безопасности здоровья и жизни людей: пассажиров, членов экипажа, а также персонала наземных служб. Но некоторые недобросовестные грузоотправители в погоне за прибылью пренебрегают этими правилами. Пожар, взрыв, утечка радиоактивных веществ — вот возможный ущерб, к которому может привести пренебрежение правил.

Как научить опасные грузы безопасно летать?

Так, например, 11 мая 1996 года пассажирский самолет «McDonnell Douglas DC-9-32» выполнял плановый рейс по маршруту Майами—Атланта, но через пару минут после взлёта в грузовом отсеке вспыхнул пожар, который вскоре проник в салон самолёта. Экипаж попытался развернуть и посадить самолёт, но он резко перешёл в пикирование и рухнул в болото Эверглейдс в 36 километрах от аэропорта Майами. Погибли все находившиеся на его борту 110 человек — 105 пассажиров и 5 членов экипажа. Источником возгорания стали химические кислородные генераторы, перевозившиеся с грубейшими нарушениями правил перевозки опасных грузов. Один из генераторов, упакованных в картонную коробку, сработал самопроизвольно, при этом его корпус сильно нагрелся, что вызвало пожар в закрытом багажном отсеке.

Чтобы избежать таких плачевных ситуаций, а также обезопасить людей и окружающую среду, в развитых странах разработаны правила перевозки опасных веществ. Таким образом, перевозить опасные грузы воздушным транспортом можно, но только при соблюдении следующих условий:

  • Классификация;
  • Упаковка;
  • Маркировка;
  • Оформление документации.
Nota Bene: Для предотвращения утечки жидкости в результате ее расширения под воздействием температуры необходимо осуществлять недолив этой жидкости.
Владимир Цынцарь

Исключением являются опасные грузы, запрещенные к перевозке при любых обстоятельствах. Это любые предметы или вещества, которые в условиях воздушной перевозки способны взрываться, вступать в опасные реакции, возгораться либо выделять в опасном количестве тепло или токсичные, коррозионные или легковоспламеняющиеся газы или пары.

«Слова нужны, чтобы скрывать свои мысли, а глаза – чтобы скрывать смысл сказанного. Никому и ничему не верьте!», – Шарль Морис де Талейран-Перигор.

Именно эти слова по мнению Владимира Цынцаря, старшего эксперта направления перевозок опасных грузов АСЕХ Москва, являются девизом при работе с опасными грузами: никому и ничему не верить, все проверять и сверять лично – вот залог успешной работы.

Обязанности грузоотправителя и последствия несоблюдения этих обязанностей

Как избежать несчастных случаев и инцидентов с опасными грузами?

1. Соблюдать Правила ИАТА;

2. Соблюдать действующие правила, установленные Государством отправления, транзита и назначения;

3. Предоставлять полную информацию всем задействованным лицам

4. Гарантировать, что опасные грузы не запрещены к перевозке воздушным транспортом

5. Обеспечивать идентификацию, упаковку, маркировку и наличие необходимой документации

6. Обеспечить необходимую подготовку сотрудников, связанных с перевозкой опасных грузов.

Нарушение этих правил влечет за собой следующие санкции:

1. Внесение в «Black List» авиакомпаний;

2. Отзыв у аэропорта и авиакомпании лицензии на обработку опасных грузов сроком до одного года;

3. Возмещение затрат и упущенной выгоды;

4. Статья 11.14 УК РФ: административный штраф;

5. Статья 218 УК РФ: ограничение свободы либо лишение свободы на срок до пяти лет;

6. Статья 220 УК РФ: лишение свободы на срок до двух, пяти или семи лет.

Пример: после катастрофы DC-9 в Эверглейдсе компания-экспедитор, поставившая груз на рейс VJ592, была оштрафована на US$ 500 000

Вся необходимая информация по опасному грузу содержится в «Паспорте безопасности вещества (химической продукции)». Требования к нему определяет ГОСТ 30333-2007. Составляет паспорт безопасности и несет ответственность за полноту и достоверность информации в нем организация, изготавливающая и поставляющая химическую продукцию на рынок.

На основании данных, содержащихся в паспорте безопасности, производится упаковка и маркировка груза.

Грузы необходимо упаковывать в упаковочные комплекты хорошего качества, которые должны быть сконструированы и закрыты таким образом, чтобы предотвратить любую утечку. Эти требования касаются как новой, так и повторно используемой тары.

Все опасные грузы должны быть маркированы транспортной и специальной маркировкой.

Отправитель несет ответственность за наличие и нанесение всех необходимых маркировок, знаков опасности и бирок по обработке на каждое место, содержащее опасный груз.

Маркировка на упаковке с опасным грузом должна:

1) Содержать всю необходимую информацию;

2) Быть правильно нанесена.

6 правил, чтобы избежать несчастных случаев и инцидентов с опасными грузами:

1. Будьте предельно внимательны при обращении с опасными грузами.

2. Всегда проверяйте упаковки, содержащие опасный груз на предмет повреждений и протечек.

3. Упаковки, содержащие жидкости не должны протекать.

4. Проверяйте наличие и правильность необходимых документов.

5. Обращайте внимание Ваших коллег, если есть основание полагать, что они не заметили или допустили ошибку.

6. Если Вы сомневаетесь, проконсультируйтесь с начальником и специалистом или воспользуйтесь информацией из справочника АСЕХ «Мир логистики», разработанного ведущими специалистами в области грузоперевозок.