Дешевле не значит выгодней

Как выбирать погрузочную технику

Если для работы вам требуется парк погрузочной техники или даже один-единственный погрузчик, смотрите не только на его стоимость или производителя. Именно так считают многие авторитетные зарубежные эксперты, которые занимаются исследованиями рынка промышленного транспорта. Попробуйте определить, во сколько вам обойдется содержание за весь срок ее эксплуатации, ведь только в этом случае вы получите целостное представление о реальной стоимости покупки и сможете сделать правильный выбор.

После того как погрузочная техника несколько лет интенсивно проработает на вашем складе, наступает момент, когда опять надо заглянуть в кошелек и подумать о приобретении новых машин. Вот здесь мы и хотим предостеречь покупателя. Чтобы принять действительно наилучшее решение, необходимо знать и учитывать намного больше факторов, чем это покажется на первый взгляд. Прейскурантная цена оборудования фактически представляет только небольшую часть тех затрат, которые приходится нести его владельцу в течение всего срока службы. По оценкам Кайла Криста (Kyle Crist), президента компании Crist Information and Research (Сан-Хосе, Калифорния), которая специализируется в области исследований рынка погрузочной техники и инструментов ее оценки, стоимость приобретения составляет приблизительно лишь 10…20% стоимости собственности, т. е. той суммы, в которую обходится погрузчик владельцу на протяжении его «жизни».

Многие компании хорошо понимают, что расчет стоимости собственности позволяет избежать многих ошибок при покупке техники. Дэвид Шнайдер (David Schneider), директор по инженерному обеспечению и логистике компании The Pep Boys (Филадельфия, шт. Пенсильвания, США), которая занимается розничной продажей автомобилей (годовой оборот 2,1 млрд. USD), использовал в 2003 году именно такой подход. Эта компания купила шесть вилочных погрузчиков с противовесом, ориентируясь не только на начальную цену их покупки. Группа под руководством Шнайдера предварительно подсчитала также затраты на поставку, налоги, страхование, обслуживание и энергоносители за весь срок службы, на обучение операторов, учла время простоев и даже расходы на утилизацию машины. Выгоды от расчета стоимости собственности в том, что он позволяет принять оптимальное решение на длительный срок. Вместо того чтобы выбирать оборудование подешевле, что порой формирует ложное представление о сиюминутной экономии средств и влечет за собой большие последующие расходы, можно сразу оценить стоимость собственности, которая является более точным показателем для бюджета компании. Как же определить общую стоимость собственности? Шнайдер, Крист и эксперты в области промышленного транспорта предлагают рассмотреть множество факторов, которые влияют на ваши затраты по обеспечению жизнедеятельности оборудования.

Начнем со спецификации

Предположим, что вы вовсе не разбираетесь в том оборудовании, которое может вам потребоваться, или ориентируетесь в этом очень плохо. Тогда первый шаг при любой покупке погрузочной техники начинается с определения – техника какого именно типа лучше всего выполнит функции, необходимые для выполнения работы. Этот этап – самый простой. Лучше всего воспользоваться услугами местного дилера компании-производителя, предоставляющей наибольший диапазон техники. Его экспертиза конкретных условий работы поможет наиболее точно определить подходящий тип оборудования. Ниже мы приводим некоторые вопросы, ответы на которые помогут точнее сформулировать требования к спецификации. Конструкция в наибольшей степени определяет прейскурантную стоимость машины. Цены на оборудование с приводом обычно колеблются от 3000 USD для тележек с электроприводом типа «walkie», которые управляются сопровождающим оператором, до 100 000 USD для большого, специализированного оборудования, например высотных узкопроходных штабелеров для трехсторонней обработки грузов. Наиболее популярная техника – вилочные погрузчики для операций со стандартными поддонами, однако они ближе к ценовому диапазону 15 000…30 000 USD. Фактическая цена будет зависеть от конкретной комплектации. Предположим, вы нуждаетесь в погрузчике с противовесом грузоподъемностью 2,5 т. Модель с двигателем внутреннего сгорания и четырьмя колесами на пневматических шинах стоит приблизительно 20 500 USD, а тот же самый грузовик с бандажными шинами обойдется вам приблизительно в 18 000 USD. Для сравнения: цена электропогрузчика такой же грузоподъемности с четырьмя колесами, аккумуляторной батареей и зарядным устройством будет приблизительно 25 000 USD.

Первый шаг любого правильного решения о покупке – определить, в какой именно технике вы нуждаетесь. Ответьте на следующие вопросы:

• Грузы в какой таре вам требуется перегружать и транспортировать? На поддонах, в пластиковых контейнерах, бочках или др.? Насколько велики ее габариты?

• Как далеко будет транспортироваться груз?

• Какой максимальный вес должна поднимать погрузочная техника? Насколько высоко требуется поднимать груз?

• Сколько часов в день техника будет работать?

• Будет ли оборудование эксплуатироваться на открытом воздухе, в закрытом помещении или перемещаться по схеме "двор-улица"?

• Соответствует ли техника проекту вашего склада и возможностям его инфраструктуры?

• Какова ширина и длина проездов, по которым она должна перемещаться?

• Какие операции должно выполнять оборудование и в каком порядке? Станет ли оно использоваться на разгрузке грузового транспорта, применяться премущественно для штабелирования, комплектования заказов или транспортировки?

• Должен ваш оператор управлять машиной сидя или стоя?

Главное – обслуживание

Как только работы по определению конкретной спецификации завершены, не спешите выбирать самую дешевую модель. Лучше попросите дилеров, представляющих разных изготовителей, которых вы выбрали в качестве возможных поставщиков, представить вам свои предложения по стоимости обслуживания. Все модели погрузочной техники всех самых крупных мировых производителей достаточно надежны и качественны и стоят примерно одинаково, поэтому дальнейший выбор в основном сводится к сравнению предложений дилеров в отношении стоимости и организации обслуживания. Для этого дилеры должны привести достаточно веские доводы, почему покупка должна быть сделана именно у них, и сообщить, сколько денег они собираются сэкономить для вашей организации. В качестве примера приведем действия уже упомянутого Шнайдера. Как сказано выше, его компании требовались шесть погрузчиков с противовесом. После сужения области поиска предпочтение было отдано трем изготовителям. Далее Шнайдер попросил продавцов представить ему калькуляцию долгосрочных затрат на каждую модель. Существенная часть их была связана с обслуживанием и ремонтом.

Чтобы лучше определиться в своем выборе, Шнайдер также запросил у продавцов информацию о рекомендованных интервалах обслуживания, наработках на отказ, затратах на замену расходных материалов и запчастей. Эта информация помогла ему более точно представить график технического обслуживания и оценить будущие расходы. Однако рекомендации изготовителей базируются на средних показателях, которые могут не соответствовать фактическим условиям вашей компании, опыту водителей и механиков. Поэтому с целью их корректировки Шнайдер сравнил предоставленные продавцом данные с историей обслуживания уже действующего в его компании оборудования. Эта информация учитывалась в базе данных. Затраты на обслуживание тех частей и комплектующих, которые приходится менять достаточно часто, например шин и тормозных колодок, учитывались в базе данных отдельно от затрат на смену таких основных компонентов, как двигатель подъема вил и платы панели управления.

Расходы на ремонт из-за злоупотреблений оператора или несчастных случаев выделены в отдельный сегмент, поскольку они не показательны для работы погрузчика. База данных также включала хронометраж времени, необходимого на каждый вид обслуживания. Эта информация помогает менеджерам вычислить, с какой периодичностью ту или иную деталь надо заменять, а также средние затраты на обслуживание и ремонт машины в течение каждого года ее эксплуатации. Если у вас нет таких отчетов, попросите, чтобы дилер указал стоимость полного контракта на обслуживание, что рекомендует делать фон Хольт (von Holt), президент Jungheinrich Lift Truck Corp. В этих контрактах обычно предусмотрены все виды обслуживания и ремонта, за исключением тех, что вызваны злоупотреблением оператора или несчастными случаями, и определена ежемесячная стоимость проведения сервисных работ. Вне зависимости от того, будете вы пользоваться этим контрактом или нет, такие данные можно применить для сравнения вариантов покупки. Если цена и качество грузовиков примерно одинаковы, способности дилера предоставить лучший сервис могут стать решающим фактором в принятии решения о покупке, считает Дон Деревекки (Don Derewecki), исполнительный вице-президент консалтинговой фирмы Gross & Associates (Woodbridge, Нью-Йорк), специализирующейся в области погрузочной техники. Особую значимость этот нюанс приобретает в регионах, удаленных от промышленных центров, поскольку здесь даже равные по своему уровню производители могут иметь дилеров с совершенно разными возможностями в отношении техобслуживания.

Время – деньги

Время и усилия, требуемые для обычного обслуживания или ремонта, – менее материальный, может быть, недостаточно оцененный, но весьма важный фактор стоимости собственности. Если машина требует больше усилий для поддержания в рабочем состоянии, значит, ее обслуживание обойдется дороже. Это стало еще одним соображением, которым руководствовался Шнайдер, оценивая различные погрузчики. Если для одной модели требуется менее двух минут, чтобы поднять капот, обеспечить доступ ко всем точкам обслуживания для проведения обычного ТО и проверить приборную панель, то в других случаях это занимало минут двадцать. Чтобы лучше изучить этот вопрос, вы можете потребовать у соответствующего технического специалиста дилерской компании провести некоторые виды обслуживания в вашем присутствии и определить время их проведения. Можно также опросить механика и водителей, сколько времени им обычно требуется для проведения обычного ТО и ремонта, насколько это сложно и какой инструмент при этом нужен. Дополнительное время на обслуживание, кроме того, может потребовать дополнительных расходов не только в отношении почасовой оплаты рабочей силы, но также и его воздействия на качество обслуживания. Психологически человек настроен так, что работу полегче выполняет с бoльшим удовольствием. Если вы хотите, чтобы водитель погрузчика проверял его состояние ежедневно, вы должны заранее посмотреть, будет ли эта операция простой. Если осмотр выполняется легко, то водитель станет его делать, а если трудно – придумает любое оправдание, почему не сделал этого.

Оцените ресурс

Прежде чем вы купите погрузочное средство, попробуйте определиться с тем, сколько времени оно должно у вас отработать. Ресурс погрузчика и основных его агрегатов – действительно очень важная вещь, и то, как долго вы планируете его эксплуатировать, может оказаться определяющим фактором в решении по закупке. Компания The Pep Boys первоначально планировала содержать новые машины в течение 10 лет. Основываясь на этом жизненном цикле, все три модели, которые рассматривались как вариант, имели примерно близкую общую стоимость собственности. Одна модель, однако, не нуждалась в капитальном ремонте в течение семи-восьми лет. Исследуя этот вопрос далее, команда Шнайдера определила, что если бы компания держала такие погрузчики в течение только пяти лет, это помогло бы не только избежать затрат на капремонт, но и избавиться от машин прежде, чем они полностью обесценятся. Учитывая эти новые возможности, компания решила сдавать в аренду свои погрузчики – вариант, который первоначально никому не пришел в голову.

Анализируйте это

Есть и несколько других факторов, влияющих на общую стоимость собственности. Затраты на топливо могут меняться в широких пределах в зависимости от типа двигателя погрузочного средства. При их расчетах, которые делают для электропогрузчиков и других транспортных средств с электроприводом, надо убедиться, что сюда включено время на подзарядку аккумуляторных батарей и стоимость хранения батарей, которые подлежат замене. Не забудьте подсчитать и стоимость обучения оператора, которая зависит от требований безопасности, а потому может меняться в зависимости от типа оборудования, которое вы покупаете.

Риск, связанный с отказами оборудования, или затраты от потенциальных повреждений также увеличивают стоимость собственности. Операторы и их безопасность сегодня являются более важным аргументом в решении закупки, чем когда-либо. С этой точки зрения предпочтение следует отдать машинам с лучшей эргономикой, возможностями обзора зоны обработки груза трассы, пониженным уровнем шума, т. е. более современным моделям. Наконец, важно знать и о «цикле усовершенствования погрузчиков» – периоде, за который осуществляется обновление моделей. В настоящее время замена старых серий на новые у компаний-производителей происходит в среднем каждые три года. Хотя производство погрузочной техники имеет достаточно давние традиции и принципиальная конструкция ее не меняется, все же время от времени и здесь можно наблюдать технологические прорывы. Пользователи, рассчитывающие получить от оборудования максимальную производительность, должны особенно внимательно смотреть, что они покупают – современный высокоэффективный, комфортный в управлении и рентабельный погрузчик или машину вчерашнего дня.

Стойте на своём

Выгоды от такого более полного подхода, как расчет стоимости собственности, очевидны, однако некоторые менеджеры по логистике продолжают покупать погрузочную технику, основываясь исключительно на прейскурантной цене. Это происходит в основном из-за давления отдела финансов компаний. Не позволяйте себе идти на такие уступки и покупать машину лишь потому, что она дешевле. Самое главное – ее способность выполнить работу в нужное время и в нужном объеме. Конечно, расчет полной стоимости собственности отнимает много времени и сил, но обычно покупатели находят, что те долгосрочные сбережения, которые благодаря расчету можно сделать, настолько значительны, что это оправдывает себя.

По материалам зарубежной печати. Перевод В. Петровой

Информация для владельца погрузчика
(данные предоставлены компанией «Универсал-Спецтехника» и относятся к вилочным погрузчикам Komatsu)

• Владельцу склада, на котором будут работать погрузчики, нужно подобрать и подготовить оператора, который не только умеет выполнять подъем, перестановку, транспортировку груза, но и обеспечит должный ежедневный уход за погрузчиком. Водитель автопогрузчика должен иметь удостоверение установленного образца, выдаваемое после сдачи экзамена в органах Гостехнадзора. Водителю электроприводного погрузчика достаточно удостоверения, выданного специализированным учебным заведением (учебно-курсовым комбинатом или вузом, на базе которого организованы курсы). Стоимость курсов для водителя погрузчика (именно так эта профессия называется в Едином тарифно-квалификационном справочнике) в специализированных учебных центрах – от 30 у.е. (электропогрузчик) и до 90…120 у.е. (автопогрузчик с двигателем внутреннего сгорания). Если еще недавно для трудоустройства достаточно было предъявить водительские «права» или удостоверение механизатора-тракториста, то сегодня отделы по работе с персоналом требуют именно удостоверение водителя погрузчика, поскольку эта техника в обязательном порядке ставится на учет в органах технического надзора и требует использования подготовленного персонала.

• Через 200 мото-часов (мото-ч) эксплуатации необходимо выполнить около 26 пунктов ТО (замена моторного масла и фильтров, регулировка двигателя, проверка и регулировка тормозной системы, гидравлической системы и др.). Без квалифицированного технического обслуживания уже через 6…7 месяцев погрузчику с двигателем внутреннего сгорания может потребоваться ремонт топливной аппаратуры либо газораспределительного механизма – от 29 000 до 35 000 руб. за ремонт. По этим же причинам и в те же сроки могут возникнуть проблемы с рулевым управлением (затраты на ремонт – от 15 000 руб.).

• Наиболее распространенная причина выхода из строя погрузчика с двигателем внутреннего сгорания – некачественное топливо. Поэтому необходимо уделять повышенное внимание своевременной замене топливных фильтров и ни в коем случае не допускать заправки машины некачественным топливом.

• Расход энергоносителей. Расход топлива для наиболее востребованных погрузчиков Komatsu Forklift Co., Ltd. г/п 1,5…3 т с дизельными двигателями 4D92E и 4D94E составляет примерно 3,84 л/мото-ч* и 5 л/мото-ч соответственно, а для погрузчика с двигателем Н-15 на бензиновом топливе – 4,6 л/мото-ч. Этот погрузчик может быть оснащен газовым оборудованием, при этом потребление топлива увеличится на 1 л. Это расчетные цифры для нового погрузчика, но на практике расход топлива зависит от целого ряда факторов, таких как:

  • состояние изношенности двигателя и других узлов погрузчика;
  • работа на повышенных нагрузках;
  • степень регулировки топливной аппаратуры;
  • качество топлива;
  • температура окружающей среды;
  • траектория движения и конфигурация местности, на которой работает машина;
  • квалификация водителя.

*Норма расхода топлива для двигателя внутреннего сгорания (4D92E) определяется по формуле
Q=(Nq)/(1000Rk1),
где N – мощность (34 л.с.); q – удельный расход топлива – данные с кривой мощностной характеристики (192 г/л.с.= 0,192 кг/л.с.); R – плотность дизельного топлива (R =0,85); k1 – коэффициент, характеризующий процентное соотношение времени работы на максимальных оборотах (k1=2,0).
Расходы по приобретению и эксплуатации дизельного погрузчика
г/п 1,5 т и высотой подъема 4,7 м за два года
Статья обязательных затрат Расходы, руб.
Покупка Аренда
Покупка погрузчика 557 770 604 240
Налог на имущество 2,2% Около 17 200 Нет
Налог с владельцев транспортных средств, руб. 370 Нет
Регистрация и разрешение на эксплуатацию в Гостехнадзоре 3000 Нет
Шины и детали, не заменяемые по гарантии (свечи, ремни, колодки, аккумуляторы) 15 000 5124
Стоимость ТО с материалами 211 768 За счет арендодателя
Упущенная выгода (при оборачиваемости 0,5 года и прибыльности 15%) 417 773 Оборотные средства работают в основном бизнесе
Итого 1 222 881 609 364
Примечание. Расчет экономического эффекта применим для компаний со 100%-ной прозрачностью бизнеса.

В среднем расход топлива при эксплуатации погрузчика с ДВС (дизтопливо, 1,5-тонный погрузчик с двигателем 4D92E) можно принять равным 4,2 л/мото-ч (при усредненной нагрузке, включая подъем-перемещение грузов). Для отработки 8-часовой рабочей смены при среднем потреблении 4,2 л/мото-ч необходимо 33,6 л дизтоплива. Стоимость 1 л – 17 руб. Таким образом, стоимость заправки в данном случае составит 571,2 руб. (33,6 л х 17 руб.).

Для электропогрузчика г/п 1,5 т с АКБ напряжением 48 В, емкостью батареи 400 А·ч расход электроэнергии, потребляемой при зарядке продолжительностью 9…10 ч, составит примерно 9600 Вт. На расход электроэнергии влияет степень разряженности АКБ. Допускать полной разрядки батареи нельзя (резерв должен составлять не менее 25%). Только при этих условиях она прослужит полный цикл, определенный производителем. Поэтому заряжать ее лучше примерно после 5 ч непрерывной работы. В первый час зарядки батарея потребляет 80…60 А, затем потребление значительно снижается. Приняв условное потребление за весь цикл зарядки (10 ч) 20 А и используя известную формулу расчета мощности батареи P = IU , где I – ток, А; U – напряжение, В, получим: 20 А х 48 В х 10 ч = 9600 Вт. Стоимость зарядки аккумулятора, для того чтобы он мог отработать одну смену, составит 13,44 руб. (9,6 кВт х 1,4 руб. = 13,44 руб.).

Условия эксплуатации погрузчиков разные: от работы в одну смену до круглосуточной. За год они могут выработать 2400 мото-ч, а при круглосуточной работе – еще больше. Однако в среднем, по данным нашей сервисной службы, на практике это 1200…1800 мото-ч для автопогрузчиков и 1000…1500 мото-ч для электропогрузчиков. Некоторые другие расходы приведены в таблице. Как показывают приведенные цифры, возможно, что при небольших сроках эксплуатации аренда погрузчика окажется выгодней, чем его приобретение.