«Склад и Техника» №9/2004 Маркировка – способ решения проблемы подделки и идентификации товаров

В. Лесняк

Как только новая продукция получает признание на рынке, становится популярной, практически любая компания-производитель сталкивается с целым комплексом неприятностей. Во-первых, кто-то незаконно начинает выпускать товар с такой же торговой маркой без ведома и согласия владельца прав на его производство или продажу. Довольно трудно оценить моральные и материальные издержки потребителя от использования некачественных товаров под известными, да и не только, товарными знаками, но убытки производителей расчетам поддаются. Так, по экспертным оценкам, годовые потери производителей программного обеспечения составляют около 12 млрд. USD, парфюмерные компании теряют до 70 млн. USD, а производители запасных частей к автомобилям – около 200 млн. USD в год.
Защита лазерных дисков – один из наиболее удачных способов применения голограмм

До сих пор не удалось найти и эффективного решения проблемы подделки медикаментов, впервые возникшей еще в 1982 году в Аргентине, где Всемирной организацией здравоохранения была обнаружена первая партия фальшивых лекарств. Уже в течение нескольких последующих лет доходы подпольных фармацевтов стали сопоставимы с прибылями наркобаронов. Во всем мире общие потери фармацевтических компаний составляют ежегодно до 100 млн. USD. Особенно небывалые размеры приняло производство фальшивых медикаментов в нашей стране, что угрожает здоровью всей нации. В России первые партии поддельных лекарств были обнаружены в 1997 году. За 1999 год было изъято 29 партий фальшивых лекарств, а в 2000-м – уже 105 партий, причем, по данным Минздрава РФ, 60% конфискованной продукции составили подделки товаров российских производителей. По данным опроса руководителей 53 российских и зарубежных компаний, контролирующих более 55% фармацевтического рынка России, 12% всех присутствующих на нем лекарств фальшивые, а общий ущерб от подделок медикаментов в России оценивается в 250 млн. USD (!) в год.

Помимо подделки продукции у задачи идентификации существует еще одна важная сторона: к продавцам часто предъявляют необоснованные претензии, связанные с гарантийным возвратом продукции, фактически приобретенной у других компаний, поставляющих аналогичный товар. Такие проблемы связаны в первую очередь с реализацией компонентов автомобильной техники и товаров медицинского назначения. Основными группами автомобильных запчастей и комплектующих, в первую очередь нуждающихся в системе идентификации, являются расходные материалы для проведения технического обслуживания (автомасла, тормозные колодки, приводные ремни), комплектующие для ремонта сложных узлов и агрегатов (поршни, вкладыши), узлы, агрегаты, сложные детали (генератор, блок управления двигателем), кузовные детали (крыло, капот), фары, молдинг, решетка радиатора.

Для защиты от подделки своей продукции продавцы пытаются привнести в ее оформление нечто такое, что либо затруднительно воспроизвести, либо влечет за собой негативные для «пиратов» последствия в виде уголовной ответственности за подделку торговой марки или защищенных патентами элементов продукции. Обычно это выражается в том, что в упаковку товара, в полиграфическое исполнение этикеток, технологию производства вводят элементы защиты. На сегодняшний день к методам (элементам) защиты предъявляются следующие основные требования:

– расходы на копирование элементов защиты, в том числе за счет использования принципиально различных технологий, должны быть такими, чтобы оно было экономически невыгодным. Проще говоря, если сделать так, чтобы фальсификация обходилась в несколько раз дороже оригинала, она потеряет всякий смысл;

– использование защиты одновременно нескольких уровней – например, визуальной для потребителя и визуальной и специальной для экспертов, когда на каждом из уровней существуют свои элементы для квалифицированной идентификации по признакам подлинности;

– сохранение механической целостности защитных элементов и элементов упаковки в процессе перехода товара от производителя к потребителю и доступность проверки целостности на любом этапе;

– режимная и правовая защита, доступность контроля за производством самих защитных элементов.

В соответствии с этими принципами в настоящее время наиболее популярными стали следующие способы идентификации товара (защиты продукции от подделки).
...но и деньги

Голограммы на фольге

Голограммы выполняют на самоклеящейся, разрушающейся при попытке снять ее клеевой основе или фольге горячего тиснения с применением защитных элементов. В одной голограмме в зависимости от потребностей заказчика могут сочетаться разные степени защиты:

– собственно оригинальная голограмма с уникальной игрой цветов. Такую голограмму невозможно повторить существующими копировальными аппаратами;

– микронадписи, не подлежащие оптическому копированию;

– скрытое изображение, видимое только с помощью специальных приборов скрытого изображения;

– серийная или индивидуальная нумерация голограмм;

– разрушаемая голограмма. Такую голограмму можно наклеить только один раз, поскольку она рвется при попытке отклеивания. Голограмма на саморазрушающейся основе представляет собой алюминиевый слой, содержащий непосредственно голографическое изображение, помещенный между двумя слоями клея и покрытый прозрачной пленкой. В основу разрушения положен принцип адгезии: сила прилипания одного слоя клея больше силы прилипания другого слоя клея, за счет чего и происходит разрушение голограммы при механическом воздействии. Восстановить поврежденное изображение невозможно, что и обеспечивает своеобразную защиту;

– индивидуализация стандартных голограмм.

Затраты на создание качественной защитной голограммы на сегодняшний день составляют примерно 10 тыс. USD на партию до 1 млн. ед. продукции и требуют использования не менее трех различных типов производства – так называемого мастеринга (оптическая лаборатория, оборудование электронно-лучевой литографии), гальванического производства и технологического комплекса оборудования для тиражирования. Собственное создание полного цикла производства защитных голограмм обойдется самое малое в 200...500 тыс. USD. В голограмме хорошо реализуется и принцип разных уровней защиты: при ее экспертном анализе есть возможность выявить до 15 квалификационных признаков (отличий) оригинала от подделки. Вместе с тем специалисты утверждают, что некоторые способы их производства, в частности система «дот матрикс», применяемая, к слову, и в некоторых странах СНГ при изготовлении голографических защитных элементов для акцизных марок, больше нигде в мире не используется из-за легкости подделки. У всех голограмм в целом тоже есть свои недостатки. Например, высокая стоимость изготовления оригинала, ограниченный перечень деталей. Существенным недостатком этого способа защиты является и то, что обычные покупатели, не имея специального «опознающего» оборудования, удовлетворяются одним фактом наличия голограммы и не могут точно идентифицировать более «тонкие» элементы содержащегося в ней изображения.

Упаковка

В качестве идентификатора продукции часто применяют упаковки с уникальным дизайном, но и этот метод имеет недостатки. Стоимость такой упаковки тоже высокая, а также ее довольно легко подделать и, кроме того, использовать вторично. Оригинальный дизайн бутылок – один из наиболее распространенных способов защиты от контрафакта их содержимого.

Наклейки

Наклейка со штрих-кодом содержит кодированную информацию о товаре и компании, реализующей товар. Наклейки широко распространены, но имеют недостатки, аналогичные недостаткам перечисленных выше систем.

Маркировка

Один из видов маркировки – технология типа DataDot характеризуется простотой нанесения и успешно применяется во всем мире для защиты от подделки всего перечня номенклатуры запчастей автомобилей. Ее разработали в Австралии в 2000 году и в настоящее время широко используют для защиты автомобилей от угона. Сейчас существует несколько вариантов защиты по технологии DataDot, разработанных с учетом решения задачи идентификации товаров разной конфигурации.

Микронаклейки «ДатаДот» содержат видимую надпись марки товара в черно-белом или цветном исполнении, а также микронитку DataDot шириной 1,0 или 0,5 мм. Микронитка диаметром 0,5 мм может вмещать надпись в 6 строчек, которая легко считывается при помощи портативного микроскопа или специального прибора. Микронаклейки могут быть круглыми (13...15 мм в диаметре) или прямоугольными (20x11 мм). Существует несколько способов их изготовления – на ленте нужной ширины для нанесения при помощи ручного пистолета-аппликатора или на листах бумаги формата А4 для ручной наклейки. Способы использования технологии DataDot различные – это нанесение краски, этикетки, наклейки на важные документы.

Клей для фиксации наклеек подбирается специально под определенные поверхности – металл, пластмассу, бумагу, стекло, с тем чтобы добиться самого прочного сцепления. При этом микронаклейка и микронитка остаются эластичными и могут быть нанесены на цилиндрические поверхности. Кроме того, каждая микронаклейка рассечена на мелкие секторы, из-за чего невозможно снять ее с одного изделия и перенести на другое. На сегодняшний день микронаклейки DataDot, наносимые на уже существующие формы наклеек или этикеток, являются наиболее широко применяемой и оптимальной системой дополнительной идентификации товара. На автозапчасти микронаклейки можно прикрепить пистолетом-аппликатором. Сечения и не видимая глазом микронить с текстом повышают защитные свойства наклейки DataDot.

Микроточки «DataDot». Эта маркировка в настоящее время признана оптимальной для защиты автомобильных запасных частей. Микроточка является опознавательным знаком, нанесенным на запасные части или комплектующие, и служит признаком «оригинальности» и гарантии фирмы-продавца на продаваемую запчасть. Микроточки диаметром всего 1 мм, наклеенные на все компоненты автомобиля, содержат полную информацию и о самой машине, и о ее продавце и владельце.

Технология нанесения микроточек такова. В специальном полиэфирном составе создается равномерная суспензия из мельчайших частиц прочного полиэстера размером около 1 мм в диаметре и 0,1 мм толщиной. Этот полимер, специально разработанный для долговременной службы в сложных условиях окружающей среды, невосприимчив к маслам, дорожной соли, перепадам температуры, слабым кислотам, бензину и дизельному топливу, воде, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, не повреждает металл, резину, нейлон, пластик и краску. Его применение не противоречит стандартам РФ. На каждую такую пластиковую микропластинку при помощи лазера наносится необходимая информация, например, о продавце, обозначение типа запчасти (например, кузовные детали), дата получения товара, наименование производителя или поставщика, а также любая другая.

Наносят отдельные миллиметровые микроточки при помощи ручного пистолета. При маркировке изделия большим количеством точек используется запатентованный аппликатор-распылитель. В этом случае микроточки взвешены в специальном полимере – клеящем веществе, которое после высыхания становится совершенно прозрачным, термостойким и не смывается без повреждения «родной» краски ни одним известным растворителем. Закрасить или замазать его также практически невозможно, поскольку все известные виды автомобильных красок на нем начинают пузыриться. Есть у этого покрытия и еще одно замечательное свойство: в ультрафиолетовых лучах микродоты начинают светиться, поэтому их несложно обнаружить с помощью специального, весьма нехитрого оборудования, после чего тут же считать всю закодированнyю информацию и выявить истинного владельца.

Главным отличием новой системы от всех предыдущих и существенным перед ними преимуществом является то, что этими маркерами (их еще называют микродотами), общее число которых на детали может достигать сотен и тысяч, помечают как открытые, так и самые скрытые места. То есть их можно нанести, образно говоря, буквально на любую гайку. Баночка с краской и ультрафиолетовый фонарь – основные нехитрые технические средства, используемые в технологии DataDot.

Маркировка автомобильных запчастей и комплектующих производится по запатентованному процессу. Согласно данной технологии с помощью аппликатора-распылителя заранее подготовленную взвесь микроточек в базовой жидкости Aqualock 8001 наносят на чистую, сухую поверхность, предназначенную для маркировки. Базовая жидкость (клейкое вещество) перевозится и хранится в специальном герметичном одноразовом контейнере, который перед использованием привинчивают к насадке распылителя. Для обработки запасных частей используют специальный увеличенный контейнер с 20 тыс. микроточек, которыми можно обработать около 2000 деталей. Оригинальная форма контейнера обеспечивает равномерное смешивание клейкого вещества и микроточек. Из оборудования необходим только источник сжатого воздуха для подключения аппликатора-распылителя. Данную технологию выгодно отличают низкая возможность подделки, простота нанесения и идентификации, сравнительно невысокая стоимость, возможность индивидуального подхода к защите различных видов продукции.

Устройства для считывания информации. Чтобы идентифицировать обработанную запчасть, сначала требуется выявить места нанесения маркировки с помощью компактного переносного фонаря ультрафиолетового света, а затем прочитать информацию на микроточке с использованием портативного микроскопа (с увеличением в 30 мкм). Существуют устройства,
позволяющие обойтись без поиска микроточек – сканеры или сканирующие устройства, подключаемые к компьютеру.

Конечно, абсолютной защиты продукции от фальшивок пока никто не придумал. Практика показывает, что любую утилитарную вещь, созданную одним человеком или группой людей, практически всегда смогут повторить и другие. Несмотря на большое число уже имеющихся технологий защиты, сегодня эта проблема актуальна как никогда, а разработки в области новых, более эффективных способов защиты не только не прекращаются, но и ведутся все более активно.


Комментировать ... >>