Развитие бизнеса определяется потребностями клиентов

Интервью с директором компании FM Logistic по транспорту Жан-Луи Но (Jean-Louis Nault)

2010 г. был непростым для многих операторов складских и транспортных услуг. Тем не менее некоторые компании завершили его вполне успешно. Об итогах деятельности и планах на будущее, а также о развитии подразделения транспортных услуг ведущего 3PL-провайдера России журналу «СиТ» рассказал директор компании FM Logistic по транспорту Жан-Луи Но (Jean-Louis Nault).

Какова структура доходов компании в России по сегментам бизнеса?

– Если рассматривать выручку по секторам деятельности, стоит отметить, что складирование и погрузочно-разгрузочные работы занимают без малого 80% нашего бизнеса. Доля транспорта примерно 13%, упаковки – около 5%. На сегмент управления цепочками поставок и таможенных услуг приходится порядка 2%. Мы ожидаем изменения данного соотношения в связи с большим развитием транспортной деятельности в России в 2011 г.

Расскажите, пожалуйста, о новых российских объектах FM Logistic, которые компания приобрела или построила в 2010 г.

– В декабре 2010 г. закончено строительство газопровода протяженностью 13 км для газификации платформы Сидорово. В настоящее время продолжаются строительные работы на складском комплексе FM Logistic, расположенном в Ступинском районе Московской области. В декабре 2010 г. начато строительство складов № 14 и № 15, в 2011 г. предстоит построить и сдать в эксплуатацию склады № 16 и № 17, вторую котельную, новые технические помещения, три встроенных административно-бытовых здания (офисы).

В каких регионах России присутствует FM Logistic?

– На сегодняшний день компанией построено три собственных складских комплекса в г. Долгопрудном, Чеховском и Ступинском районах Московской области. Также компания имеет сеть региональных складов в пяти крупнейших городах России – С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и Владивостоке. Все склады имеют удобное расположение, ж/д подъездные пути, круглосуточную охрану, оптимальную организацию складских площадей, на них обеспечен строгий контроль за соблюдением норм чистоты и гигиены. Открыты представительства нашей службы транспорта в Самаре и Ростове-на-Дону, где в ближайшее время также заработает небольшая площадка для обработки транзитных грузопотоков, следующих на юг, и их оптимизации.

Какую долю российского рынка складской логистики вы занимаете?

– Группа FM Logistic – один из европейских лидеров на рынке предоставления услуг в области логистики. На сегодняшний день компания располагает сетью собственных складских комплексов по всему миру от Португалии до Китая, с численностью работающих 14 тыс. человек.

В 2010 г. мы отпраздновали 15 лет нашего присутствия на логистическом рынке России. FM Logistic была первой компанией, построившей здесь складские комплексы класса А, и на сегодняшний день является одним из лидеров среди крупнейших 3PL-провайдеров. Общая величина наших складских площадей в стране – более 330 тыс. м2, их обслуживанием занимаются 3 тыс. сотрудников. FM удается удерживать лидирующие позиции на российском рынке логистических услуг, в том числе и благодаря планомерному расширению деятельности в регионах, а также стремлению максимально полно удовлетворить постоянно растущие потребности уже имеющихся и будущих клиентов.

Оценить точную долю нашей компании на российском рынке складской логистики достаточно сложно. FM Logistic профессионально оказывает очень большой спектр логистических услуг, но в России помимо современных складских комплексов, оснащенных развитой инфраструктурой и информационной системой управления складом, существует огромное количество не поддающихся учету мелких и средних складских операторов, которые занимают ангары или бывшие государственные продуктовые базы и оказывают совершенно различный уровень сервиса. Транспортный бизнес в России тоже нельзя назвать прозрачным. Рынок грузоперевозок охватывает все виды транспортной доставки (авиа-, авто-, ж/д, морские и речные перевозки, а также трубопроводные), а они осуществляются разными участниками – от собственника одной «Газели» до крупных государственных предприятий, и их масштабы несопоставимы.

Однозначно можно утверждать, что FM Logistic в России входит в десятку лидирующих компаний, оказывающих логистические услуги, по количеству складских площадей, качеству предоставляемых услуг и годовому обороту.

Какова сегодняшняя ситуация на рынке транспортно-логистических услуг в России? И как она отражается на деятельности ваших партнеров?

– Уже с середины 2010 г. наметился значительный рост объемов продаж у производителей, соответственно увеличились обороты поставщиков услуг. К сожалению, экономический кризис очень негативно отразился на деятельности не только производителей, но и собственников транспортных средств: большинство мелких и средних перевозчиков не имели возможности инвестировать в амортизацию текущего парка, а высокие проценты банковских ставок не позволяли им увеличивать количество транспортных средств. Многие из них просто прекратили свою деятельность, их место заняли более стабильные компании и еще более укрупнились. В итоге уже с лета прошлого года рынок перевозок начал ощущать нехватку подвижного состава. Такая ситуация в совокупности с ростом стоимости топлива привела к тому, что цены на автоперевозки резко увеличились и вернулись к уровню 2008 г., а к пику осенне-зимней активности даже превысили рекорды прошлых лет. Соответственно логистические затраты производителей будут расти, но одновременно увеличится и оборот от продаж.

Другой тенденцией стало то, что компании-производители все чаще перестают концентрировать свое внимание на низкой стоимости услуг и обращаются к 3PL-операторам за комплексным и качественным предложением, индивидуальным и гибким подходом и инновационными решениями. Поэтому нам представился отличный шанс заключить новые контракты со многими компаниями – лидерами рынков электроники, гигиены, косметики, электрики, одежды и др., а также развить наше сотрудничество с активными клиентами FM.

Расскажите о транспортных активах компании. Сколько автомобилей имеете в собственности на сегодняшний день? Какую долю грузов перевозите собственным транспортом?

– Более десяти лет компания FM Logistic работала исключительно с привлеченным подвижным составом. За это время мы приобрели большой опыт, сумели построить крепкие партнерские взаимоотношения с нашими подрядчиками. Но наши планы на будущее не позволяют довольствоваться уже достигнутым. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и понимаем, что без собственной технической базы нам будет все сложнее удовлетворять потребности наших клиентов. По этой причине уже этой зимой мы получили первую партию из пяти новых трейлеров Schmitz с логотипом FM Logistic, которые приобрели благодаря плодотворному сотрудничеству различных служб внутри нашей компании. В конце декабря прошлого года поступившие машины уже вышли в рейс. Эти трейлеры дадут возможность транспортному отделу продолжить свое развитие, укрепить репутацию FM как перевозчика и предложить клиентам новые виды услуг.

В ближайшее время FM Logistic запустит проект круглосуточных перевозок завод–склад, что позволит клиентам с максимальной эффективностью и производительностью осуществлять всю цепочку поставок. Этот этап станет закономерным итогом тех дополнительных усилий, которые FM Logistic предпринимает, чтобы позиционировать себя в качестве лидера в области управления цепями поставок в России. Так что очень скоро вы сможете увидеть на российских дорогах наши новые трейлеры!

С какими железнодорожными операторами вы сотрудничаете? Есть ли в собственности FM железнодорожный подвижной состав? Планируете ли в будущем приобретать железнодорожную технику?

– Партнерами компании в сегменте железнодорожных перевозок являются РЖД, «ТрансКонтейнер» и другие игроки. Что касается самостоятельного участия в оперировании железнодорожным подвижным составом, то таких планов у компании пока нет.

И в заключение несколько слов о ваших планах развития на 2011 год…

– FM Logistic – компания, которая стабильно и динамично развивается в разных странах мира и в России, в частности. Так, например, в прошедшем году группой была приобретена крупная фирма – европейский дистрибьютор фармацевтики Aexxdis. Благодаря этому мы планируем объединить и усовершенствовать наш опыт в логистике и фармацевтической дистрибуции и в дальнейшем привнести полученные знания и навыки в Россию и другие страны, где присутствует FM Logistic.

Мы ставим перед собой планы дальнейшего роста и развития нашей логистической деятельности. В 2011 г. предстоит завершить строительство складского комплекса в Ступино, а также увеличить количество площадок кросс-докинга для дальнейшего развития сети сборных доставок.

Как известно, в Европе, особенно во Франции и Польше, а также в Китае FM Logistic располагает большим парком собственных подвижных средств. Не исключено, что в скором будущем и на российских дорогах вы увидите грузовики с нашим логотипом. Начало уже положено, и реализация этой задачи является лишь вопросом времени.

Во многом дальнейшее развитие нашего бизнеса определяется потребностями клиентов. Мы всегда стараемся следовать их интересам и отвечать их нуждам в области комплексной логистики. Помимо этого серьезное влияние на тенденции складского и транспортного рынка окажут крупнейшие розничные сети России. Открытие новых точек продаж ставит перед компаниями задачи их снабжения и дает возможность логистическим провайдерам предложить свои услуги, делает их более востребованными.

Государственное регулирование закона о торговле также способствует переходу компаний-производителей на более сложную логистику, а мы, в свою очередь, всегда готовы предложить свое профессиональное решение для снижения логистических издержек в цепочке поставок.

Интервью провел В. Антонов