![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/01f.jpg)
Особенности выбора складской техники для комплектации заказов и для холодильных складов
В первой части статьи мы говорили об особенностях выбора складской техники для участков погрузки-разгрузки и штабелирования. Теперь специалисты «НТК форклифт» В. Дяченко и В. Пирожков расскажут о комплектовщиках заказов, об особых складах (холодных, для хранения длинномеров) и о других складских тонкостях
Комплектация заказов: «всего по чуть-чуть»
![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/00.jpg)
Как быть, если из контейнера нужно взять только несколько предметов на паллете, а сам контейнер должен остаться на стеллаже? Такая необходимость возникает при подборе заказов для розничных продавцов, например аптек, магазинов автозапчастей или хозяйственных товаров и т. д. Количество наименований товара в этих случаях может быть велико, а вот самого товара каждой позиции – лишь несколько единиц. Для сбора небольшого количества заказов (3–4 в день) сгодится обычный штабелер или ричтрак. Он снимет паллету со стеллажа, после чего оператор, взяв из упаковки то, что ему нужно, положит в сборочный контейнер, а паллету вернет на стеллаж. Но если подбор заказов происходит постоянно, то опускать паллеты к оператору, а потом поднимать обратно нерационально. Проще и быстрее поднимать оператора к паллетам. Именно для этой цели предназначен комплектовщик заказов.
Подбор с двух нижних ярусов. Для этого подойдет низкоуровневый комплектовщик. Оператор собирает заказ на 1-м или на 2-м уровне и складывает его в специальный контейнер на вилах комплектовщика. Если на 2-м уровне приходит ся работать довольно много, нужна модификация комплектовщика с подъемом вил, чтобы контейнер всегда находился рядом с оператором. Когда мы имеем дело с крупногабаритным или длинномерным грузом, то вместо контейнера имеет смысл заказать специальную платформу.
Подбор со всех уровней. Это поле деятельности для высокоуровневых комплектовщиков. Они поднимают и оператора, и контейнер на высоту свыше 9 м. Такой вариант часто применяется при подборе заказов на современных складах класса А и В.
Для узких проходов
Как быть, если обеспечить достаточную ширину межстеллажных проходов (и тем самым необходимое Ast – расстояние между крайними точками в межстеллажном проходе) проблематично? Допустим, надо разместить весь склад на ограниченной площади или нет возможности перестраивать уже готовые стеллажи, доставшиеся в наследство от прежних владельцев помещения. Выход из такой ситуации есть – это узкопроходные ричтраки с трехсторонней обработкой груза. Они могут работать в проходах шириной 1,6 м и более (например, модель Atlet URF), а по основным рабочим характеристикам (высота подъема, производительность, грузоподъемность) соответствуют классическим ричтракам. В проходах с Ast от 2,2 м можно применять штабелеры с кабиной, как уже говорилось в первой части этой статьи. До высоты 6 м они вполне могут заменить обычные ричтраки.
![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/02.jpg)
![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/03.jpg)
Если в проходах не развернуться…
Такая ситуация возникает, когда на стеллажах хранятся длинномерные предметы – рулоны, профили, прокат. Их длина может превышать 10 м, так что традиционная складская техника здесь не годится: для разворота в проходе с рулонами на вилах не то что ширины прохода – всего складского помещения может не хватить. Çдесь рекомендуются четырехходовые ричтраки. Они могут двигаться во все четыре стороны без поворота корпуса, поскольку их колеса вращаются на 360°. Так что ширина прохода никак не зависит от длины груза.
Низкотемпературное исполнение
Напомним основные опасности, которые подстерегают не подготовленную специально для работы на складах-холодильниках электроприводную технику при низких температурах:
- масло в гидросистеме становится вязким и густым;
- хрупкость металла повышается, особенно в местах сварки;
- с понижением температуры уменьшается емкость аккумуляторных батарей (в среднем на 1% на каждый градус при температуре ниже 200 °С);
- нарушается работа электронных систем;
- оператору приходится утепляться, поэтому управлять машиной ему сложнее, движения становятся менее точными;
- самое опасное – образование конденсата и обледенение машины снаружи и изнутри. Каждый, кто носит очки, знает, что, попав с мороза в теплое помещение, они мгновенно запотевают. Точно так же при перемещении штабелера из холодной зоны склада в теплую он вскоре покрывается мелкими каплями воды, затем он возвращается в холод – и эта влага становится тонким слоем льда. Если процесс многократно повторяется в течение смены, машина постепенно покроется толстым слоем льда, причем и снаружи, и внутри.
![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/04.jpg)
Как видим, обычная складская техника в холодильнике долго не проживет. Требуются специально подготовленные модели в низкотемпературном исполнении. Это означает следующее:
- все используемые в них масла – только специальные, соответствующей вязкости;
- стальные элементы конструкции выполнены из хладостойких марок;
- аккумуляторы должны иметь максимальную емкость и усиленную теплоизоляцию, бортовой компьютер – специальное «холодное» исполнение;
- на ричтраках и штабелерах установлена термоизолированная кабина с подогревом. На сопровождаемых штабелерах и электротележках органы управления рассчитаны на работу в рукавицах;
- оси и штоки гидроцилиндров изготовлены из нержавеющей стали, прочие стальные детали защищены специальными покрытиями.
Устранить конденсацию невозможно, но уменьшить ее последствия реально. Вот что рекомендуют специалисты «НТК форклифт»:
- держите машину постоянно в холодной зоне. При смене батареи привозите ее к машине, а не машину к батарее. Если необходимо выезжать из холодильника, постарайтесь оставлять машину в тепле подольше, чтобы она полностью высохла. Это время можно сократить при активном обдуве машины теплым воздухом.
- Если необходимо часто въезжать в холодильник и выезжать из него, старайтесь оставлять машину в холоде минимальное время, а в тепле – максимальное (так, чтобы температура машины никогда не опускалась ниже 0 °С). Если сделать это сложно, постарайтесь организовать работу противоположным образом: оставаться как можно дольше в холоде и как можно меньше в тепле – так, чтобы температура машины никогда не поднималась выше 0 °С.
Выбор колес
Стандартные полиуретановые колеса предназначены для обычных условий – работы на ровных сухих бетонных полах внутри помещений. При наличии влажных зон, например, на молокозаводах или на открытых площадках рекомендуются резиновые колеса, в том числе с протектором. Но следует учесть, что они не обеспечивают такой же устойчивости, как полиуретановые, при подъеме груза на высоту.
![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/05.jpg)
Самые распространенные ошибки владельцев техники
Измерение ширины прохода. Важна не ширина прохода сама по себе, а параметр Ast – минимальное расстояние между крайними точками в проходе. Ast зависит от груза, лежащего на стеллажах, от того, насколько он выступает в проход. Этот-то параметр и нужно указывать менеджерам. Также важны и максимальные габариты перевозимого груза. Они учитываются при расчетах минимально допустимого Ast для каждого образца складской техники.
Мачта упирается в косяк. Нужно найти самую низкую точку на пути движения ричтрака – это могут быть и дверные проемы, и трубы, спускающиеся с потолка. Следует замерить высоту прохода в этом месте и только затем определять тип и высоту мачты.
Сюрпризы остаточной грузоподъемности (г/п). Центр тяжести груза не должен выходить за пределы центра загрузки, указанного в технической характеристике машины (обычно это 600 мм). Остаточная г/п по высоте указывается при соблюдении этого условия. В противном случае, если груз крупногабаритный (или неправильно скомпонован на паллете, неправильно взят на вилы), остаточная г/п резко падает. Все это надо учитывать при выборе г/п приобретаемой техники.
![](/article/17416-osobennosti-vybora-skladskoy-tehniki-dlya-komplektatsii-zakazov-i-dlya-holodilnyh-skladov-chtoby-sklad-rabotal-pravilno-ch-2/Images/06.jpg)
Аккумуляторная батарея (АКБ). При выборе емкости обязательно надо иметь в виду перспективу – ведь батарея рассчитана не на один год эксплуатации. Если предполагается работа в две смены, лучше использовать модели с боковым извлечением АКБ с основанием батарейного отсека, выполненным на роликах. Тогда замена аккумулятора пройдет быстро и легко.
Приведем один пример из практики. Для одного склада в Подмосковье компания закупила два ричтрака. Выбрали самую простую комплектацию – с верхним извлечением АКБ, поскольку рассчитывали на одну рабочую смену и решили сэкономить. Компания динамично развивалась и через 8 месяцев заказала еще 6 ричтраков, но уже для двусменной работы, с боковым извлечением батареи. Переделывать первые приобретенные машины оказалось очень дорого, и теперь они задерживают весь процесс смены АКБ. Ведь поднимать с помощью тельфера батарею, которая с кислотой весит больше тонны, гораздо дольше и опаснее, чем выкатывать ее сбоку.
И в заключение рассказа о технике для комплектации cамая важная рекомендация. Процесс покупки электроприводной складской техники – дорогостоящая и ответственная операция. У многих она бывает единственной. Но для менеджеров по работе с клиентами – это ежедневная и даже рутинная работа. Так что лучше всетаки внимательно прислушаться к их рекомендациям. Они профессионалы и плохого не посоветуют. Ведь с покупки ваше сотрудничество только начинается.