Такие разные погрузчики (Часть 1)

Вчера и сегодня техники для обработки грузов
Подготовили В. Антонов и Л. Цинцевич

Еще недавно для обработки грузов на поддонах и в универсальных контейнерах в России использовался лишь один вид техники – погрузчики c фронтально расположенным вилочным грузоподъемником в виде выдвигающихся рам. Конечно, эти машины являются наиболее традиционными и универсальными, что и объясняет их высокую популярность во всем мире. Вместе c тем сегодня выпускается много других устройств, о существовании которых знают, вероятно, не все владельцы складов. О том, как появилось это оборудование, что оно представляет собой сегодня и кто его изготавливает, рассказывает эта публикация. В основу статьи положены материалы книги «100 лет вилочному погрузчику», выпущенной известной бельгийской компанией TVH.


100 Years Forklift Trucks. Belgium: TVH Forklift Parts N.V., 2005.

Оборудование для работ внутри склада

В настоящее время большинство известных фирм – лидеров рынка промышленного транспорта выпускает набор стандартных вилочных погрузчиков и складского оборудования: разнообразных вилочных гидравлических и электрических самоходных тележек и электроштабелеров, комплектовщиков*, которые позволяют эффективно выполнять любые операции по погрузке и транспортировке грузов, размещенных на паллетах. Однако потребовалось около полувека для того, чтобы эта техника приобрела свой сегодняшний облик.


* Подробную классификацию этих видов складского оборудования и краткое описание их конструкции и особенностей применения см. в статье «Подъемно-транспортная техника для склада. Технология, конструкция, применение», «Часть 1» и «Часть 2»

Отсчет истории внутрискладской техники для работы c паллетами можно начать c конца 1920-х гг.: именно тогда на небольшом североамериканском предприятии Steubing Cowan Co. выпустили первую ручную тележку c подъемным устройством. В те годы в Соединенных Штатах работал немецкий предприниматель Михаэль Шоттенхамель (Michael Schottenhamel), который собирал и изучал информацию по производству автомобильных домкратов и ручных тележек c подъемным устройством. Возглавив фирму Steinbооk в Германии, он перевел на производство этого оборудования завод, который до того изготавливал сельскохозяйственные машины. Таким образом в 1929 г. Steinbооk стала первым европейским изготовителем тележек c подъемным устройством.

В дальнейшем разработки различной оборудованной вилами подъемно-транспортной техники (погрузчики, ручные гидравлические тележки и тележки для комплектовочных складов, штабелеры c выдвижной мачтой, штабелеры для складов c узкими проездами и комбинированные погрузчики) велись в основном в Европе. В 1946 г. Фридрих Юнгхайнрих (Friedrich Jungheirich), основатель ныне всемирно известного концерна по производству напольного транспорта, разработал свое первое приводное погрузочное устройство c подъемными вилами. В 1947 г. в шведской компании ВТ создал свою первую ручную гидравлическую тележку Ивар Бринтсе (Ivar Bryntse). С 1950 г. производит ручные гидравлические тележки и штабелеры c подъемными вилами финская фирма Rocla, созданная Эвертом Стигцелиусом (Evert Stigzelius). В 1958-м начала выпуск штабелеров c подъемными вилами основанная 80-летним шведом Кнутом Якобсоном (Knut Jacobsson) фирма Atlet. Фирма Stоcklin (Германия) создана в 1934 г., в 1953 г. она участвовала в разработке и продвижении на рынок европоддона, а c 1962 г. выпускает тележки для перемещения поддонов c грузами в своей дочерней компании в Италии. Свой вклад в создание в Европе электротележек c подъемным устройством внесли даже компании c другого континента – бесспорный лидер в секторе электроприводного напольного транспорта в США фирма Сrown, которая приступила к выпуску ручных гидравлических тележек конструкции Ричардсона Смита (Richardson Smith) c 1959 г., и группа NACCO (после покупки ею итальянских производителей вилочных погрузчиков Deca и Ormic в 1995 и 1996 гг.).

В основном перечисленные производители и, конечно, компании Linde МН, Still и ОМ Carrelli Elevatori, недавно выделившиеся из концерна Linde AG и вошедшие в самостоятельную группу Kion Group, а также предприятие Mitsubichi/ Caterpillar (Нидерланды), которое выпускает технику, аналогичную Rocla, являются сегодня основными лидерами на рынке внутрискладского оборудования для работ c грузами на поддонах.

Техника во взрывобезопасном исполнении

После Второй мировой войны стала быстро развиваться нефтехимия. Свой шанс пробиться в новую нишу техники, которая могла бы работать в газовых средах, насыщенных парами таких взрывоопасных веществ, как водород, ацетилен и др., раньше других использовали немецкие фирмы Miag и Sichelschmidt. Чтобы удовлетворить возникший спрос, Miag начинает выпускать взрывобезопасные дизельные погрузчики грузоподъемностью (г/п) от 1,2 до 3,5 т и электрические погрузчики г/п от 1,2 до 1,5 т, которые испытывали в соответствии c предписаниями физико-технической государственной службы (РТВ) в Брауншвейге и заграничных норм. Взрывобезопасные вилочные погрузчики Miag оснащены электрическими стартерами и автомобильными электрогенераторами и во всех отношениях по конструкции одинаковы со стандартными серийно выпускаемыми моделями. В американских конструкциях двигатель внутреннего сгорания (ДВС) должен запускаться от постороннего источника энергии или c помощью сжатого воздуха. В мире есть целый ряд фирм, которые специализируются как раз на конструировании и производстве таких агрегатов во взрывобезопасном исполнении, например Rognon (Франция), Pyroban (Великобритания) и Miretti (Италия). Фирма Sichelschmidt еще в 1950-е гг. сконцентрировала свои усилия исключительно на взрывобезопасных моделях c электроприводом.

Складскую технику во взрывобезопасном исполнении выпускают и ведущие производители напольного транспорта. Среди них отметим известные немецкие фирмы Still (одна из последних моделей – R 60-16i) и Linde МН (электротележки c поворотной рукояткой T20 SF (Ex) и электроштабелеры L14/16 (Ex). Справедливости ради надо напомнить, что погрузчики во взрывобезопасном исполнении ЭПВ-1638 изготавливали и в России на Калининградском вагоностроительном заводе, однако несколько лет назад их производство было свернуто.

Погрузчики высокой проходимости

Эти машины (Rough terrian forklift trucks) очень похожи на обычные складские погрузчики, но предназначены для работы на плохих дорогах, поэтому у них за счет увеличенного диаметра колес больший клиренс. Идея использовать вилочный погрузчик на неровных поверхностях, таких как строительные площадки, или в сельскохозяйственном производстве принадлежит французу Марселю Броду (Marcel Braud). В 1957 г. он оборудует трактор MсCormick гидравлическим управлением и расположенной сзади мачтой. Результат таких «экспериментов» – транспортное средство, получившее имя Manitou (от французского «manie tout» – «перевозит всё»). В 1981 г. появляется погрузчик Manitou высокой проходимости c телескопической мачтой и вилами для захвата поддонов, названный Maniscopic. Позже компания стала выпускать и навесные погрузчики. Сегодня Manitou является крупнейшим мировым производителем погрузчиков высокой проходимости c долей на европейском рынке 57% (доля на мировом рынке – 35%).

Погрузчики-«внедорожники» в мире выпускает довольно много компаний.** Среди крупных изготовителей подобных погрузчиков, оснащенных вилами или другими захватными приспособлениями, помимо Manitou можно отметить такие компании, как Ausa (Испания), Sanderson (приобретена немецким производителем дорожных машин фирмой Claas), Dantruck-Heden (Дания), More (Италия), JCB (Великобритания), Xelan (Германия, марки ATS, Mammut, Herrax), Sellick (США), Terra (Австрия, марка Ranger совместно c Ausa). Очень интересны модели немецкой компании Grуnig, которые могут комплектоваться сменными органами для коммунальных и строительно-дорожных работ.

Телескопические погрузчики

Почти все противовесные погрузчики c телескопической стрелой (Telescopic trucks) тоже относятся к машинам высокой проходимости, поскольку эксплуатируют их в основном на стройплощадках (особенно в малоэтажном строительстве), в портах и сельском хозяйстве, т. е. там, где нет хороших дорог. Такой грузоподъемник c высотой подъема до 22 м располагается сзади (по центру или несколько сбоку) машины. В зависимости от конструкции модели могут иметь моноблочную или шарнирно-сочлененную раму, привод на два или на четыре колеса, а также передвигаться в поперечном направлении. На некоторых моделях кабина водителя и стрела могут поворачиваться на 360° (например, у моделей Roto Panoramic итальянской компании Merlo). На моделях погрузчиков Merlo, выпуск которых эта компания начала c 1981 г., также имеется запатентованное устройство «сайд-шифт» (side-shift), которое сдвигает раму вместе со стрелой во фронтальной плоскости, облегчая позиционирование груза. В отношении рулевого управления вилочные погрузчики c небольшой высотой подъема почти не отличаются от традиционных вилочных погрузчиков c противовесом.

Наиболее известными изготовителями этой техники являются Manitou (серия Maniscopic), Terex (США), Merlo (серия Panoramic), Claas (Великобритания), John Deere (США), Komatsu (Япония), JLG (прежде – Sambon, США), Dieci (Италия), Bobcat (США), CNH (Case New Holland, США). В целом все модели этих компаний конструктивно схожи, за исключением одной. Если JCB и раньше изготавливала телескопические погрузчики, больше, однако, похожие на трактор c размещенной на нем стрелой и служащие для работы на открытых площадках, то начиная c 1997 г. она стала выпускать совершенно необычную серию моделей Teletruck, открыв тем самым новый сегмент рынка. Эта компактная машина очень похожа на традиционные складские погрузчики c противовесом, только вместо обычного рамного грузоподъемника, правда, не спереди, а сзади, у нее установлена телескопическая стрела.

Грузоподъемность «телетраков» составляет 2,5; 3,0 и 3,5 т, высота подъема – 5,15 м, вылет стрелы по горизонтали – 3,3 м. В серии есть модель c приводом на все колеса (TLT30D 4х4). Эксперты рынка предсказывают, что доля этих моделей в общем объеме продаж всех вилочных погрузчиков будет увеличиваться, так как они универсальны, очень удобны для погрузки-разгрузки автотранспорта и благодаря меньшему радиусу поворота и более высокой скорости подъема обеспечивают более короткий цикл обработки грузов.

Навесные вилочные погрузчики

Навесные вилочные погрузчики (Truck mounted forklift) часто используют транспортные компании и распределительные центры. Эту рыночную нишу прочно удерживает финская компания Коnе, специализирующаяся на производстве лифтов и эскалаторов, а также владелец фирм Коoi-Аар, Моffet и Princeton. в Коnе навесные вилочные погрузчики выпускает отделение Саrgоtеk HIAB.

Первый дизельный навесной вилочный погрузчик создал еще в конце 1960-х гг. нидерландец Хессель Коои (Hessel Kooi) из Фризланда (Friesland). Новинку сначала назвали просто и оригинально – ding (вещь), но население Фризланда вскоре прозвало эту диковинку «affe» («обезьяна») – «aap», по-голландски. Так за машиной закрепилось имя Kooi-Аар. Основное преимущество этого погрузчика в том, что он позволяет избежать применения двух разных подъемно-транспортных устройств – одного на стадии погрузки товара в автотранспорт, а другого на стадии выгрузки. Окончив погрузку, достаточно «прицепить» трехколесный Kooi-Аар сзади автомашины, затем буквально за минуту снять его – и погрузчик опять готов к транспортировке поддонов. На предприятии, принадлежавшем когда-то Kooi-Аар, выпускают модели г/п 1,5…2,5 т c дизельным двигателем и приводом на одно, два или три колеса.

Навесные погрузчики разнообразны по конструкциям. Наряду c моделями c грузоподъемником рамной конструкции и выдвижной мачтой выпускают оригинальные машины c телескопическим грузоподъемником. Их производит созданная в 1969 г. ирландская компания Stonehall Engineering; есть такие модели и у Manitou. Австрийская Palfinger в своей серии навесных погрузчиков Crayler имеет даже радиоуправляемые модели. Специально для перевозки длинномерных материалов разработан навесной погрузчик, способный передвигаться во всех направлениях. Другими изготовителями этой техники являются: в Северной Америке – Princeton (марка Piggyback, США) и Sellick (Канада), в Европе – ирландская компания Moffеtt Mounty, французские Manitou, Audureau-Omfort и Transmanut (марка Cangaru), голландская Terberg (марка Kinglifer). Навесные погрузчики Cangaru сначала изготавливали на машиностроительном заводе BOА в Enschede (Нидерланды), но через короткое время право собственности на них перешло к компании Transmanut. Марку Kinglifter, которая также является нидерландским продуктом, начал изготавливать Теук Кингма (Tjeuk Kingma), в прошлом сотрудник Kooi, занимавшийся поставками комплектующих компаниям Kooi и Structural Lifter. Когда в середине 1990-х гг. последняя объявила о банкротстве, Кингма приобрел фирму и переименовал модель Structural Lifter в Kinglifter. В 2003 г. Kinglifter продана нидерландскому концерну Terberg, производителю техники для сбора мусора.