![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/00f.jpg)
Такие разные погрузчики (Часть 1)
Еще недавно для обработки грузов на поддонах и в универсальных контейнерах в России использовался лишь один вид техники – погрузчики c фронтально расположенным вилочным грузоподъемником в виде выдвигающихся рам. Конечно, эти машины являются наиболее традиционными и универсальными, что и объясняет их высокую популярность во всем мире. Вместе c тем сегодня выпускается много других устройств, о существовании которых знают, вероятно, не все владельцы складов. О том, как появилось это оборудование, что оно представляет собой сегодня и кто его изготавливает, рассказывает эта публикация. В основу статьи положены материалы книги «100 лет вилочному погрузчику», выпущенной известной бельгийской компанией TVH.
100 Years Forklift Trucks. Belgium: TVH Forklift Parts N.V., 2005.
Оборудование для работ внутри склада
В настоящее время большинство известных фирм – лидеров рынка промышленного транспорта выпускает набор стандартных вилочных погрузчиков и складского оборудования: разнообразных вилочных гидравлических и электрических самоходных тележек и электроштабелеров, комплектовщиков*, которые позволяют эффективно выполнять любые операции по погрузке и транспортировке грузов, размещенных на паллетах. Однако потребовалось около полувека для того, чтобы эта техника приобрела свой сегодняшний облик.
* Подробную классификацию этих видов складского оборудования и краткое описание их конструкции и особенностей применения см. в статье «Подъемно-транспортная техника для склада. Технология, конструкция, применение», «Часть 1» и «Часть 2»
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/01f.jpg)
Отсчет истории внутрискладской техники для работы c паллетами можно начать c конца 1920-х гг.: именно тогда на небольшом североамериканском предприятии Steubing Cowan Co. выпустили первую ручную тележку c подъемным устройством. В те годы в Соединенных Штатах работал немецкий предприниматель Михаэль Шоттенхамель (Michael Schottenhamel), который собирал и изучал информацию по производству автомобильных домкратов и ручных тележек c подъемным устройством. Возглавив фирму Steinbооk в Германии, он перевел на производство этого оборудования завод, который до того изготавливал сельскохозяйственные машины. Таким образом в 1929 г. Steinbооk стала первым европейским изготовителем тележек c подъемным устройством.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/04.jpg)
В дальнейшем разработки различной оборудованной вилами подъемно-транспортной техники (погрузчики, ручные гидравлические тележки и тележки для комплектовочных складов, штабелеры c выдвижной мачтой, штабелеры для складов c узкими проездами и комбинированные погрузчики) велись в основном в Европе. В 1946 г. Фридрих Юнгхайнрих (Friedrich Jungheirich), основатель ныне всемирно известного концерна по производству напольного транспорта, разработал свое первое приводное погрузочное устройство c подъемными вилами. В 1947 г. в шведской компании ВТ создал свою первую ручную гидравлическую тележку Ивар Бринтсе (Ivar Bryntse). С 1950 г. производит ручные гидравлические тележки и штабелеры c подъемными вилами финская фирма Rocla, созданная Эвертом Стигцелиусом (Evert Stigzelius). В 1958-м начала выпуск штабелеров c подъемными вилами основанная 80-летним шведом Кнутом Якобсоном (Knut Jacobsson) фирма Atlet. Фирма Stоcklin (Германия) создана в 1934 г., в 1953 г. она участвовала в разработке и продвижении на рынок европоддона, а c 1962 г. выпускает тележки для перемещения поддонов c грузами в своей дочерней компании в Италии. Свой вклад в создание в Европе электротележек c подъемным устройством внесли даже компании c другого континента – бесспорный лидер в секторе электроприводного напольного транспорта в США фирма Сrown, которая приступила к выпуску ручных гидравлических тележек конструкции Ричардсона Смита (Richardson Smith) c 1959 г., и группа NACCO (после покупки ею итальянских производителей вилочных погрузчиков Deca и Ormic в 1995 и 1996 гг.).
В основном перечисленные производители и, конечно, компании Linde МН, Still и ОМ Carrelli Elevatori, недавно выделившиеся из концерна Linde AG и вошедшие в самостоятельную группу Kion Group, а также предприятие Mitsubichi/ Caterpillar (Нидерланды), которое выпускает технику, аналогичную Rocla, являются сегодня основными лидерами на рынке внутрискладского оборудования для работ c грузами на поддонах.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/02.jpg)
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/03.jpg)
Техника во взрывобезопасном исполнении
После Второй мировой войны стала быстро развиваться нефтехимия. Свой шанс пробиться в новую нишу техники, которая могла бы работать в газовых средах, насыщенных парами таких взрывоопасных веществ, как водород, ацетилен и др., раньше других использовали немецкие фирмы Miag и Sichelschmidt. Чтобы удовлетворить возникший спрос, Miag начинает выпускать взрывобезопасные дизельные погрузчики грузоподъемностью (г/п) от 1,2 до 3,5 т и электрические погрузчики г/п от 1,2 до 1,5 т, которые испытывали в соответствии c предписаниями физико-технической государственной службы (РТВ) в Брауншвейге и заграничных норм. Взрывобезопасные вилочные погрузчики Miag оснащены электрическими стартерами и автомобильными электрогенераторами и во всех отношениях по конструкции одинаковы со стандартными серийно выпускаемыми моделями. В американских конструкциях двигатель внутреннего сгорания (ДВС) должен запускаться от постороннего источника энергии или c помощью сжатого воздуха. В мире есть целый ряд фирм, которые специализируются как раз на конструировании и производстве таких агрегатов во взрывобезопасном исполнении, например Rognon (Франция), Pyroban (Великобритания) и Miretti (Италия). Фирма Sichelschmidt еще в 1950-е гг. сконцентрировала свои усилия исключительно на взрывобезопасных моделях c электроприводом.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/05.jpg)
Складскую технику во взрывобезопасном исполнении выпускают и ведущие производители напольного транспорта. Среди них отметим известные немецкие фирмы Still (одна из последних моделей – R 60-16i) и Linde МН (электротележки c поворотной рукояткой T20 SF (Ex) и электроштабелеры L14/16 (Ex). Справедливости ради надо напомнить, что погрузчики во взрывобезопасном исполнении ЭПВ-1638 изготавливали и в России на Калининградском вагоностроительном заводе, однако несколько лет назад их производство было свернуто.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/06.jpg)
Погрузчики высокой проходимости
Эти машины (Rough terrian forklift trucks) очень похожи на обычные складские погрузчики, но предназначены для работы на плохих дорогах, поэтому у них за счет увеличенного диаметра колес больший клиренс. Идея использовать вилочный погрузчик на неровных поверхностях, таких как строительные площадки, или в сельскохозяйственном производстве принадлежит французу Марселю Броду (Marcel Braud). В 1957 г. он оборудует трактор MсCormick гидравлическим управлением и расположенной сзади мачтой. Результат таких «экспериментов» – транспортное средство, получившее имя Manitou (от французского «manie tout» – «перевозит всё»). В 1981 г. появляется погрузчик Manitou высокой проходимости c телескопической мачтой и вилами для захвата поддонов, названный Maniscopic. Позже компания стала выпускать и навесные погрузчики. Сегодня Manitou является крупнейшим мировым производителем погрузчиков высокой проходимости c долей на европейском рынке 57% (доля на мировом рынке – 35%).
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/10f.jpg)
Погрузчики-«внедорожники» в мире выпускает довольно много компаний.** Среди крупных изготовителей подобных погрузчиков, оснащенных вилами или другими захватными приспособлениями, помимо Manitou можно отметить такие компании, как Ausa (Испания), Sanderson (приобретена немецким производителем дорожных машин фирмой Claas), Dantruck-Heden (Дания), More (Италия), JCB (Великобритания), Xelan (Германия, марки ATS, Mammut, Herrax), Sellick (США), Terra (Австрия, марка Ranger совместно c Ausa). Очень интересны модели немецкой компании Grуnig, которые могут комплектоваться сменными органами для коммунальных и строительно-дорожных работ.
**См., например, статью «Вилочные погрузчики для работы на открытых площадках».
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/08.jpg)
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/07.jpg)
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/09.jpg)
Телескопические погрузчики
Почти все противовесные погрузчики c телескопической стрелой (Telescopic trucks) тоже относятся к машинам высокой проходимости, поскольку эксплуатируют их в основном на стройплощадках (особенно в малоэтажном строительстве), в портах и сельском хозяйстве, т. е. там, где нет хороших дорог. Такой грузоподъемник c высотой подъема до 22 м располагается сзади (по центру или несколько сбоку) машины. В зависимости от конструкции модели могут иметь моноблочную или шарнирно-сочлененную раму, привод на два или на четыре колеса, а также передвигаться в поперечном направлении. На некоторых моделях кабина водителя и стрела могут поворачиваться на 360° (например, у моделей Roto Panoramic итальянской компании Merlo). На моделях погрузчиков Merlo, выпуск которых эта компания начала c 1981 г., также имеется запатентованное устройство «сайд-шифт» (side-shift), которое сдвигает раму вместе со стрелой во фронтальной плоскости, облегчая позиционирование груза. В отношении рулевого управления вилочные погрузчики c небольшой высотой подъема почти не отличаются от традиционных вилочных погрузчиков c противовесом.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/11.jpg)
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/12.jpg)
Наиболее известными изготовителями этой техники являются Manitou (серия Maniscopic), Terex (США), Merlo (серия Panoramic), Claas (Великобритания), John Deere (США), Komatsu (Япония), JLG (прежде – Sambon, США), Dieci (Италия), Bobcat (США), CNH (Case New Holland, США). В целом все модели этих компаний конструктивно схожи, за исключением одной. Если JCB и раньше изготавливала телескопические погрузчики, больше, однако, похожие на трактор c размещенной на нем стрелой и служащие для работы на открытых площадках, то начиная c 1997 г. она стала выпускать совершенно необычную серию моделей Teletruck, открыв тем самым новый сегмент рынка. Эта компактная машина очень похожа на традиционные складские погрузчики c противовесом, только вместо обычного рамного грузоподъемника, правда, не спереди, а сзади, у нее установлена телескопическая стрела.
Грузоподъемность «телетраков» составляет 2,5; 3,0 и 3,5 т, высота подъема – 5,15 м, вылет стрелы по горизонтали – 3,3 м. В серии есть модель c приводом на все колеса (TLT30D 4х4). Эксперты рынка предсказывают, что доля этих моделей в общем объеме продаж всех вилочных погрузчиков будет увеличиваться, так как они универсальны, очень удобны для погрузки-разгрузки автотранспорта и благодаря меньшему радиусу поворота и более высокой скорости подъема обеспечивают более короткий цикл обработки грузов.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/13f.jpg)
Навесные вилочные погрузчики
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/16.jpg)
Навесные вилочные погрузчики (Truck mounted forklift) часто используют транспортные компании и распределительные центры. Эту рыночную нишу прочно удерживает финская компания Коnе, специализирующаяся на производстве лифтов и эскалаторов, а также владелец фирм Коoi-Аар, Моffet и Princeton. в Коnе навесные вилочные погрузчики выпускает отделение Саrgоtеk HIAB.
Первый дизельный навесной вилочный погрузчик создал еще в конце 1960-х гг. нидерландец Хессель Коои (Hessel Kooi) из Фризланда (Friesland). Новинку сначала назвали просто и оригинально – ding (вещь), но население Фризланда вскоре прозвало эту диковинку «affe» («обезьяна») – «aap», по-голландски. Так за машиной закрепилось имя Kooi-Аар. Основное преимущество этого погрузчика в том, что он позволяет избежать применения двух разных подъемно-транспортных устройств – одного на стадии погрузки товара в автотранспорт, а другого на стадии выгрузки. Окончив погрузку, достаточно «прицепить» трехколесный Kooi-Аар сзади автомашины, затем буквально за минуту снять его – и погрузчик опять готов к транспортировке поддонов. На предприятии, принадлежавшем когда-то Kooi-Аар, выпускают модели г/п 1,5…2,5 т c дизельным двигателем и приводом на одно, два или три колеса.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/14.jpg)
Навесные погрузчики разнообразны по конструкциям. Наряду c моделями c грузоподъемником рамной конструкции и выдвижной мачтой выпускают оригинальные машины c телескопическим грузоподъемником. Их производит созданная в 1969 г. ирландская компания Stonehall Engineering; есть такие модели и у Manitou. Австрийская Palfinger в своей серии навесных погрузчиков Crayler имеет даже радиоуправляемые модели. Специально для перевозки длинномерных материалов разработан навесной погрузчик, способный передвигаться во всех направлениях. Другими изготовителями этой техники являются: в Северной Америке – Princeton (марка Piggyback, США) и Sellick (Канада), в Европе – ирландская компания Moffеtt Mounty, французские Manitou, Audureau-Omfort и Transmanut (марка Cangaru), голландская Terberg (марка Kinglifer). Навесные погрузчики Cangaru сначала изготавливали на машиностроительном заводе BOА в Enschede (Нидерланды), но через короткое время право собственности на них перешло к компании Transmanut. Марку Kinglifter, которая также является нидерландским продуктом, начал изготавливать Теук Кингма (Tjeuk Kingma), в прошлом сотрудник Kooi, занимавшийся поставками комплектующих компаниям Kooi и Structural Lifter. Когда в середине 1990-х гг. последняя объявила о банкротстве, Кингма приобрел фирму и переименовал модель Structural Lifter в Kinglifter. В 2003 г. Kinglifter продана нидерландскому концерну Terberg, производителю техники для сбора мусора.
![](/article/10563-takie-raznye-pogruzchiki-vchera-i-segodnya-tehniki-dlya-obrabotki-gruzov/Images/15.jpg)