Ритейлеры и логистики подсели на водород

Юрий Петров

В Европе разворачивется строительство целой сети водородных заправочных станций (ВЗС). Это стало частью политики декарбонизации экономики, т.е. перевода на неуглеродные виды топлива.

Одними из первых этот тренд подхватили ритейлеры, которые располагают огромными флит-парками автотранспорта. Например, Тироль хочет быть энергетически автономным к 2050 году, а ряд стран (Швейцария, Германия, Норвегия, Нидерланды) хотят полностью отказаться от автомобилей с ДВС.

В Швейцарии производство топлива уже организовано инженерной фирмой Haas Engineering GmbH & Co. KG, которая работает на швейцарской ГЭС IBAarau компании H2 Energy. Водород производится методом электролиза в период падения спроса потребителей (ночное время) на электроэнергию, что позволяет компенсировать скачки в локальной сети.

Ритейлер Coop Group – второй после Migros владелец товаропроводящей сети магазинов в Швейцарии, в 2008 году приобрел 6 электрогрузовиков, а потом объявил, что его автопарк станет CO2-нейтральным к 2023 году.

Зачинщиком выступил Йорг Аккерман, отвечающий в Coop Group за организацию автоперевозок, 7 лет назад обратил внимание на водородную технологию, которая вообще не имела применения на автотранспорте. В созданную им ассоциацию вошли производители, потребители, исследовательские центры, консалтинговые фирмы и законодательные органы. В ноябре 2016 года в Швейцарии появилась первая водородная заправочная станция, которая получала Н2 от местной ГЭС. В 2018 году к H2-ассоциации присоединились еще 17 транспортных компаний, с парком в 4000 тяжелых грузовиков.

Водородный автопоезд Esoro

Под требования ритейлеров фирма ESORO первой в мире разработала 35-тонный тандемный автопоезд в составе тягача с водородными топливными элементами. По швейцарским дорожным нормативам полная масса автомобиля не должна превышать 18 т, а буксируемого прицепа – 16 т. Итого – 34  т. Но в 2019 году были внесены изменения, по которым автопоезда с альтернативными приводами могут быть на 1 тонну тяжелее обычных.

Параллельно к водороду проявила внимание австрийская сеть супермаркетов MPreis, которая владеет множеством продовольственных магазинов, расположенных в Тироле, и имеет собственный парк из 42 грузовых автомобилей (в основном тандемные фургоны MAN-TGX с прицепами). Всего планами планируется приобрести 1600 водородных грузовиков до 2024 года.

В числе первых будут закуплены тяжелые 26-тонные водородные шасси Hyundai с 471-сильным электродвигателем и имеющее дальность действия приблизительно 400 км. Руководство MPreis также заявило, что в 2020 году в ее автопарке появится сразу три Н2-электромобиля Hyundai полной массой 18 т. Для их заправки ритейлер уже готов пустить собственную установку по производству водорода. Этот ритейлер уже пообещал полностью отказаться от дизельных двигателей, и даже утвердил план постепенной замены к 2027 году всех своих дизельных грузовиков на водородные.

Норвежская компания ASKO, логистическая компания, также решила слезть с нефтянной иглы и построила собственную ВЗС близ Тронхейма. Автопарк будет состоять из грузовиков Scania G350 (6х2) с топливными элементами PEFC и электродвигателем мощностью 210 кВт (пиковая мощность – 290 кВт). Одной заправки будет хватать на пробег 400–500 км. Полная масса автомобиля составляет 27 (26+1) тонн, «+1» ему выдали по специальному разрешению, так как этот «защитник экологии и тишины» имеет избыточную массу электротрансмиссии, и для выравнивая грузоподъемности со стандартным 26-тонным грузовиком, ему накинули эту дополнительную тонну.