Могучая пятитонка для коротких плечей

Фургон Hyundai QT Mighty EX9 KHA17HP с кузовом «Центр ТТМ»

Даниил Минаев, фото автора

На городские развозные перевозки приходится львиная доля среднетоннажных грузовиков с тентованными кузовами или различными фургонами, объёмом 30–35 кубометров. Они достаточно манёвренные, экономичные и располагают грузоподъёмностью 4…8 т. Традиционно, в нашей стране в этом сегменте сильны позиции автомобилей из Японии и Южной Кореи. Они не такие комфортабельные и инновационные, как европейские конкуренты, но зато ударно трудятся на плече до 100 км.

Предмет нашего теста – 5-тонный автомобиль с бортовым тентованным кузовом.

В 2019 году южнокорейский концерн Hyundai Motor Company представил линейку среднетоннажных грузовых автомобилей Mighty. Дословно имярек переводится с английского как «могущественный, мощный, сильный». Это безусловно важно для любого грузовика, однако на одном могуществе далеко не уедешь. А вот на знаковом соотношении «цена-качество» наоборот.

Полтора десятилетия тому назад на наш рынок пришло и сразу прижилось скромное, но надёжное и неприхотливое семейство грузовиков Hyundai HD, где цифры в индексе обозначают полную массу транспортного средства. С тех пор в наследство от ритейлеров ещё остались машины ранних поставок или ввезённые по серой схеме: HD35, HD65, HD72, HD78, HD105, HD120, HD170, HD250. С введением повышенного налога на машины уровня Евро-3 и ниже их век будет укорочен.

Европейские тенденции в азиатском автопроме

Корейцы пытались построить грузовик, максимально приближенный по комфорту, эффективности и безопасности к лучшим евромаркам. Но вместе с тем, старались максимально использовать уже имеющиеся в их распоряжении технологии. Конструкторы пытались сохранить некоторые привычные компоновочные решения и комплектацию, свойственные внутреннему и российскому рынку… но не европейскому!

И лишь потом автомобиль омологировали на соответствие всем международным требованиям по безопасности и подтянули экологию. В России легализацией машины занимается калининградское ООО «Эллада Интертрейд».

Кузов и кабина

Предоставленный на тест автомобиль сразу заставил обратить внимание на надстройку. С виду обычный бортовой кузов с тентом. Но на крыше дополнительная «шапка» уплотнителя против протечек, сзади удобные ворота и прочный материал тента, который так просто не порвать и не порезать.

В итоге получили симбиоз достоинств базового бортового грузовика и автофургона. Спереди дополнительная стенка, сзади современные ворота с надёжными запорными механизмами. Это обеспечивает сохранность груза и быстроту подготовки к погрузочно-разгрузочным операциям: не надо возиться с пологами тента, достаточно просто открыть «врата». Но и по отношению к жёсткому фургону, остаётся возможность растентовки для боковой или верхней погрузки/разгрузки. Можно и вовсе временно снять тент и бортовые продольные ламели. Если, например, необходимо перевести металлопрокат или погонаж древесины. И вся эта универсальность достигается при коэффициенте тары 0,328. Блестящий показатель! При том что у нас теперь новая комфортабельная кабина, о которой чуть ниже, позволяет удлинить плечо работы.

В итоге, на подачу наш новый Mighty отправится и к логистам сборных грузов, и на станкостроительный завод, и на склад штучного товара. Сами понимаете, список далеко не полный. Но водителю при этом разнообразии эксплуатационных сценариев выпадают относительно близкие трудозатраты, поскольку даже если придётся растентовывать кузов, это далеко не еврофура.

Внешние очертания кабины не сильно замысловатые. Зато внутри – простор: объём 3,5 м3 и современный уровень обзорности. Зеркальные блоки с обязательными и обогреваемыми полусферами на массивных стойках тому дополнительное подтверждение. Педальный узел получил площадку отдыха левой ноги, рулевая колонка регулируется по углу наклона и вылету, сиденье водителя подрессорено.

Среднее место в кабине может быть посадочным, а при отсутствии третьего члена экипажа трансформируется в столик с органайзером.

Если у европейского, пусть и малотоннажного грузовика предполагается эксплуатация на удлинённом плече, то будет выбрана спецификация со штатным спальным местом. Такой версии кабины у Hyundai Mighty нет и это реально ограничивает работу уже на средних плечах. Что бы устроится в кабине на ночь, торчащий вверх рычаг стояночного тормоза можно сложить, но следует таскать с собой матрасик.

Поднимаем кабину

Модернизированный двигатель Hyundai D4GA – рядный 4-цилиндровый турбодизель с системой газораспределения с простой турбиной (с 4 клапанами на цилиндр), но единственным распредвалом, оснащённ системой непосредственного впрыска топлива торговой марки Denso. Максимальная отдача мотора – 170 л.с при 2500 об/мин, крутящий момент 608 Нм при 1400 об/мин. При это нет сажевого фильтра и нет необходимости в синтетической мочевине.

Двигатель с переменной мощностью

У этой машины есть интересная опция. В базовом варианте мощностная настройка двигателя составляет 140 «лошадок», но её легко пришпорить до 170 л.с нажатием кнопки, меняющей настройки контроллера системы впрыска. Если катимся по равнине это экономит топливо, но когда требуется больше тяги – то мгновенно получаем добавку. Но сертифицировать грузовик пришлось по максималке в 170 л.с. Это означает, что ежегодный транспортный налог обойдётся, к примеру, московскому владельцу в 4420 рублей против 3640 за 140 л.с. Много это или мало – вопрос спорный, но разница составляет 780 рублей за несколько кратковременных режимов движения.

Когда продажи Hyundai Mighty вырастут до определённого объёма, вероятно, маркетологи, проведя анализ рынка, предложат и сугубо 140-сильную версию, без турбо-кнопки. Ну а далее владельцы, тем, кому это надо, смогут самостоятельно доработать свой грузовик, благо опция заводская, а не кустарная, но налоговая ставка при этом останется на уровне прописанных в ПТС 140 «лошадей».

Не стоит лезть со своим уставом в чужой монастырь и давать советы, но есть соломоново решение этой проблемы, подсмотренное у европейских грузовиков. Подобные кнопки типа режима «Power» или «High Torque» (функция всегда называется по-разному, но суть одна и та же) встречаются на отдельных спецификациях Mercedes-Benz, Volvo, MAN и IVECO. Официально эта система кратковременного повышения крутящего момента для сложных дорожных условий. Заметьте, нигде не фигурирует русскоязычный термин «мощность»! Может быть, представить интересную опцию от Hyundai в таком же ключе? Тогда владельцам не придётся доплачивать налог за нерегулярно используемый функционал.

Семейство Hyundai QT Mighty EX9 комплектуется 6-ступенчатой механической КП, которая работает в паре с диафрагменным сцеплением с гидроприводом. Модель коробки передач собственного производства Hyundai Motor Company – Т060S6. На самом деле это добротный южнокорейский Dymos, недавно перешедший под контроль Hyundai Motor Company.

Рама автомобиля – лестничного типа, высота лонжерона – 216 мм, ширина полки – 70 мм, толщина – 6 мм. Передний мост – балка без развилок на концах, на традиционных полуэллиптических рессорах, грузоподъёмностью 3100 кг. Стабилизаторы поперечной устойчивости заботливо предусмотрены в базовой комплектации на передней и задней осях.

Цена и конкуренты

Розничная цена среднетоннажной новинки, сопоставимой с прежней моделью HD78 – от 3,51 млн рублей за бортовой грузовик и до 3,75 млн за изотермический фургон с длинной базой. Спецнадстройки – отдельная бесконечная тема, для которой у многих кузовостроителей есть свои предложения.

Что ещё можно присмотреть при подобном бюджете? Нет смысла присматриваться к таким бестселлерам, как MAN TGL, DAF LF, Mercedes-Benz Atego, последний и вовсе, официально в Россию не поставляется. Новые европейские машины почти вдвое дороже, за цену новенького Mighty из них можно приобрети лишь пятилетний экземпляр с пробегом около 250 000 км. В конкурентной цене с Mighty идут не менее популярные у нас Fuso Canter, Hino 300, Isuzu Ееt.

Большинство из этого списка не новички нашего рынка, поэтому имеют своих поклонников и постоянных лизингодателей, отчего не спешат пускать новичка Mighty в свою компанию. И ведь правильно делают, на что продавцы «могущественного» корейца новой модели разводят руками. Если продолжать в том же духе, то вскоре для Hyundai QT Mighty EX9 наступят ещё более тяжёлые времена, так как вот-вот увидят свет два новых российских автомобиля. Это плод сотрудничества «Соллерс» с КАМАЗом и «некстовый Валдай», симбиозно собранный из китайско-российских г… и палок. Так вот и погибает новая перспективная модель, честь которой не смогли отстоять её же продавцы. Хотите пример – пожалуйста! Десяток лет назад аналогично провалили продажи отличного среднетоннажника Nissan Cabstar, популярного в Европе под именем Renault Atleon.

Техническая характеристика фургона Hyundai QT Mighty EX9 KHA17HP с кузовом «Центр ТТМ»
Снаряжённая масса шасси, кг 2790
Полная масса, кг 8500
Распределение полной массы по осям, кг 3100/ 6400
Грузоподъёмность фургона, кг 5000
Двигатель Hyundai D4GA, Euro 5
Рабочий объём, cм3 3933
Мощность, л.с. 170 при 2500 мин-1
Крутящий момент, Нм 608 Н·м при 1400 мин-1
Коробка передач Hyundai T060S6, механическая, 6/ 1
Передаточные числа КП 1 – 6,701; 2 – 3,712; 3 – 2,084; 4 – 1,351; 5 – 1,000; 6 – 0, 732; задний ход – 5, 983
Сцепление Сухое, однодисковое, диафрагменное с гидроприводом
Тормозные механизмы все колёс Дисковые
Вместимость топливного бака, л 150
Подвеска Рессорная на передней и задней оси
Шины 215/75R17,5

Работа на работе

Управлять машиной вполне приятно. Кабина внутренним объёмом 3,5 м3. Отличный обзор, удобные сиденья, адекватные реакции педалей. Территории для разворота с применением заднего хода требуется минимум, спасибо большим углам поворота передних колёс. Согласно паспортным данным, минимальный радиус разворота 7,5 м, но это сухие цифры, на практике кажется, что машина буквально вертится на небольшом пятачке.

В 79% структурных элементов кабины оцинкованная сталь, а 38% элементов кабины изготовлены из высокопрочной стали. Для удобства монтажа надстроек на раме выполнена перфорация отверстиями диаметром 11 мм с шагом 50 мм. Интервал ТО, в зависимости от условий эксплуатации, 20 000 или 30  000 км. Гарантия на шасси составляет 5 лет или 500 000 км.

В целом, Hyundai Mighty оставляет доброе впечатление спокойного, не самого дорогого, но вполне сбалансированного автомобиля. Не хватает иногда камеры заднего вида. Такой девайс у логистических компаний должен уже входить в стандарт, а не в опцию!