Страхование ответственности перевозчика (экспедитора)

CMR-страхование: суть и преимущества для грузовладельца

Игорь Ковалёв, руководитель
юридического отдела ООО «СТА Логистик»

Для осуществления международных грузоперевозок импортеры привлекают прямых перевозчиков, имеющих собственный транспорт, или экспедиторов. Каждый импортер предъявляет свои требования к транспортной компании, с которой он заключает договор. Это могут быть требования о наличии собственного подвижного состава, недвижимого имущества, значительного уставного капитала, действующего полиса страхования ответственности и др. Что же такое страхование ответственности перевозчика (экспедитора) и какова его польза для грузовладельца?

CMR-страхование является частным случаем страхования гражданской ответственности и представляет собой страхование ответственности транспортной компании при выполнении (экспедировании) ею автомобильных перевозок грузов в рамках КДПГ (иначе называется «CMR-Конвенция»). Страхование гражданской ответственности перевозчика/ экспедитора относится к добровольным видам страхования и осуществляется по инициативе и желанию транспортной компании.

Страховым случаем по данному виду страхования является наступление ответственности перевозчика (экспедитора) за причинение вреда грузовладельцу в связи с экспедированием или перевозкой его грузов, обязанность возместить который предусмотрена национальным законодательством и/ или международными конвенциями, т. е. наступление ответственности за повреждение (порчу), утрату груза, финансовые убытки в связи с просрочкой доставки груза, уплатой провозных платежей и несением прочих расходов, связанных с перевозкой груза.

Если перевозчик (экспедитор) имеет действующий полис страхования своей ответственности, то при повреждении груза и нанесении тем самым убытка грузовладельцу он вправе возместить причиненный ущерб за счет собственных средств (или в случае с экспедитором – за счет средств привлеченного им перевозчика) или представить документы, подтверждающие нанесение ущерба, в страховую компанию, и тогда последняя вместо перевозчика (экспедитора) выплатит возмещение грузовладельцу.

Наличие у перевозчика полиса страхования ответственности дает следующие преимущества грузовладельцу.

• Дополнительные финансовые гарантии того, что в случае повреждения (утраты) груза возмещение ему будет выплачено: особенно это может быть актуально при работе с экспедитором, у которого размер уставного капитала и стоимость официально числящегося имущества в разы меньше возможного убытка.

• Наличие и оплата страхового полиса (эту информацию можно проверить, позвонив в страховую компанию) с высокой долей вероятности подтверждают реальное существование транспортной компании, т. е. позволяют минимизировать риски работы с транспортными мошенниками. Объем ответственности страховой компании такой же, как и перевозчика (экспедитора).

• При возникновении ущерба его размер и причины наступления могут быть бесплатно (для грузовладельца) установлены представителем страховой компании (сюрвейером).

Недостатки для грузовладельца при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности.

• Для выплаты возмещения через страховщика транспортная компания запросит у вас большой перечень документов, подготовка и рассмотрение которых могут увеличить сроки возмещения ущерба.

• При отсутствии вины перевозчика/ экспедитора в причинении ущерба, например, если груз был поврежден при ДТП, совершенном по вине третьего лица, страховое возмещение выплачено не будет.

• При решении вопроса о размере страхового возмещения страховщик будет применять все ограничения и лимиты ответственности перевозчика, установленные законодательством, например лимит ответственности перевозчика исходя из веса груза.

Признание страховой компанией вашего перевозчика/ экспедитора факта причинения ущерба в качестве нестрахового случая и отказ в выплате возмещения не снимают ответственности с транспортной компании. В данном случае важно внимательно изучить причины отказа страховой компании. Если отказ вызван неисполнением перевозчиком/ экспедитором условий страхования (например, несвоевременное информирование о застрахованных перевозках, перевозка грузов в транспортных средствах, не включенных в полис, и т. п.) либо грубой небрежностью/ виной транспортной компании в возникновении ущерба (например, водитель на некоторое время оставил транспортное средство с грузом без присмотра), то необходимо не принимать во внимание решение страховой компании и продолжать требовать возмещения ущерба от перевозчика/ экспедитора.

В силу некоторых особенностей гражданского законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 932 ГК РФ гласит: страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом) в последнее время участились случаи признания судами добровольно заключаемых договоров страхования ответственности перевозчика/ экспедитора ничтожными. Данную позицию в своих официальных письмах разделяет и Росстрахнадзор. Самое интересное, что в большинстве случаев о ничтожности заключенного договора страхования заявляет сам страховщик, некоторое время назад предложивший страховое покрытие перевозчику/ экспедитору. В связи с этим до установления полной ясности мы рекомендуем отдавать предпочтение транспортным компаниям, застраховавшим свою ответственность у известных иностранных страховщиков, а при работе с российскими страховщиками – проверять позицию и ее обоснование последних по данному вопросу.

Наши рекомендации

Отдавайте предпочтение перевозчикам (экспедиторам), имеющим полис страхования своей ответственности, либо экспедиторам, работающим исключительно с застрахованными перевозчиками. В случае получения отказа со стороны страховой компании – перевозчика разбирайтесь в причинах отказа. Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогостоящих и/ или легких грузов.

Оптимизация затрат на транспорт с использованием AXELOT: TMS
Оптимизация затрат на транспорт с использованием AXELOT: TMS

В современном мире динамично растущей отраслью бизнеса является деятельность, связанная с процессом перевозок грузов. Активно развиваются логистические процессы, а объемы перевозок ежегодно увеличиваются. Перед компаниями, которые связаны с перевозкой грузов, встает вопрос организации оптимальной схемы управления этими процессами.

Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ с пакетами
Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ с пакетами

Технология погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работ на складах определяет порядок и последовательность выполнения операций по погрузке, выгрузке, транспортировке и складированию пакетов, используемые технические средства, а также устанавливает требования по охране труда.

Как заработать для России треть триллиона долларов? (ЭД-3, или электронное декларирование третьего поколения для таможенной системы России)
Как заработать для России треть триллиона долларов?
ЭД-3, или электронное декларирование третьего поколения для таможенной системы России
О новых требованиях к размещению и креплению грузов в вагонах и универсальных контейнерах
О новых требованиях к размещению и креплению грузов в вагонах и универсальных контейнерах

Начиная с 2004 г. отгрузка продукции предприятий должна осуществляться в соответствии с требованиями Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России 27 мая 2003 г. № ЦМ-943 (далее – ТУ). ТУ выпущены взамен Технических условий погрузки и крепления грузов, МПС, 1990 г. (далее – ТУ-1990).

Решение iCanDeliver делает грузоперевозки выгодными и надежными
Решение iCanDeliver делает грузоперевозки выгодными и надежными

Новая IT-система iCanDeliver позволила устранить посредников между грузовладельцем и перевозчиком и сделала ценообразование более прозрачным.