Рынок WMS-решений: развитие вопреки кризису (Часть 1)

Экспертная дискуссия о развитии российского рынка WMS
Публикацию подготовил Вадим Гринберг

Не так уж много лет прошло с тех пор, как бумажный документооборот перестал быть суровой и беспощадной реальностью складского бизнеса. За это время отрасль далеко прошла по пути автоматизации. Сегодня система управления складом WMS (Warehouse Management System) является неотъемлемой частью любого современного склада.

Процесс формирования российского рынка WMS, как и иных рынков стандартизованного программного обеспечения, развивался от простого заимствования и локализации решений в направлении расширения предложения продуктов российских компаний, учитывающих непростую отечественную специфику. Тем не менее им до сих пор достаточно трудно конкурировать с крупными международными компаниями, являющимся лидерами мирового рынка. Чтобы прояснить существующую конкурентную ситуацию, мы привлекли к обсуждению основных тенденций и проблем современного российского рынка WMS ведущих отраслевых экспертов. Первый заданный нами вопрос, естественно, касался их оценки ситуации на российском рынке WMS-решений в сложных экономических условиях 2014-го и 2015 г.

По мнению Дмитрия Блинова, технического директора группы компаний Logistix, 70% рынка WMS принадлежит четырем компаниям. Разница между объемами рынка четверки лидеров и ближайших к ним компаний в рейтинге составляет порядка 5–6 раз. Исходя их этого, получается, что на сегодняшний день крупные компании чувствуют себя достаточно уверенно: количество поступающих им запросов остается на высоком уровне, контракты подписываются, работа идет. В то же время для небольших поставщиков, которые выполняли в среднем 5–6 проектов в год, ситуация изменилась кардинально. Им стало сложнее находить проекты, ведь заказчик теперь более пристально рассматривает предложения. В последнее время больше внимания уделяется вопросу сопровождения, гарантийной поддержки. Еще совсем недавно эту услугу воспринимали как маркетинговую уловку, но сейчас пришло понимание, что такие предложения в долгосрочной перспективе обязывают поставщика решать возникающие проблемы гарантийного характера, что позволяет клиенту экономить время, средства и нервы. Если говорить об объеме потребления, нельзя сказать, что рынок изменился: скорее, изменилось поведение его участников. Заказчики стали больше внимания уделять решениям российских разработчиков. В качестве примера эксперт привел ряд проектов, когда заказчики в прошлом году, выбрав иностранный продукт, не успели подписать договор и в этом году решили его поменять на WMS российского производства. Что, впрочем, неудивительно: российские продукты в IT-сфере часто выгодно отличаются от зарубежных предложений и по цене, и по функциональному наполнению.

Евгений Кабанов, генеральный директор компании Quantum International, считает, что рынок WMS-решений уже не первый год показывает стабильную активность и уверенный рост. Из особенностей современного периода его развития эксперт также выделяет повышенный интерес со стороны потребителей к решениям от российских разработчиков. Рост курса доллара и евро существенно подняли стоимость WMS-решений, в цене которых присутствует валютная составляющая, что сделало их менее доступными для большинства компаний. Стоимость систем российских разработчиков практически не изменились, они стали дешевле зарубежных WMS.

Стабильность этого рынка отмечает и Владимир Пученков, директор практики Warehouse Management консалтинговой компании Columbus. По его словам, ситуация на рынке практически не изменилась. На активное увеличение объемов продаж, которое наблюдалось последние пару лет, рассчитывать не стоит, но спрос на системы автоматизации класса WMS останется высоким. Особенно сейчас, когда компании ищут любые способы для сокращения операционных затрат.

Несколько иначе оценивает ситуацию на рынке Анастасия Сидорец, руководитель отдела продаж компании AXELOT. Она считает, что российский рынок WMS-решений продолжил рост, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию. Более того, количество запросов на внедрение систем автоматизации предприятия даже увеличилось. В условиях кризиса особо актуальным становится сокращение издержек, в том числе и расходов на логистику. Внедрение систем класса WMS не требует таких значительных вложений, как, например, ERP-системы, по-этому для оптимизации планирования своих расходов компании готовы вкладывать инвестиции в автоматизацию склада.

Потребители сегодня уже хорошо понимают, что оптимизация и автоматизация складской деятельности в связи с новыми экономическими условиями могут дать быстрый и вполне ощутимый результат и с точки зрения повышения уровня сервиса компании в целом.

Владимир Малышев, коммерческий директор компании Ansoft, также отмечает довольно умеренный, но устойчивый рост рынка, который на текущий момент еще далек от насыщения. Все больше компаний осознает необходимость перехода на автоматизированные решения по управлению складом. В последнее время основной спрос приходится не на автоматизацию складов-гигантов или крупных логистических центров, а на автоматизацию складов для дистрибуторов или розничных сетей. Очевидно, спрос на системы WMS будет расти и дальше, при этом количество поставщиков решений существенно не меняется. В связи с этим можно сделать вывод, что для компаний – разработчиков WMS тенденция рынка позитивная.

И наконец, по оценке Георгия Иванова, руководителя проектного офиса «Павелецкая» компании «Первый БИТ», в последние 10 лет российский рынок WMS-решений активно развивается, и динамика видна год от года. Это связано с пониманием того, что необходимо более эффективно управлять технологическими процессами склада. Несмотря на это, в конце 2014-го – начале 2015 г. многие компании замерли в ожидании экономического кризиса, заморозив инвестиционные проекты. Рынок WMS-решений не стал исключением, и ряд компаний отложили начало проектов «до лучших времен». С середины II кв. 2015 г. можно отметить положительную динамику по стартам проектов. Это связано в первую очередь с тем, что эффект от внедрения складских систем прозрачен и понятен собственникам и менеджменту компаний, что вызывает дополнительную инвестиционную привлекательность.

Таким образом, мнения наших экспертов в целом сходятся в том, что российский рынок WMS-решений продолжает более или менее активно развиваться несмотря на сложные экономические условия. При этом сохраняется относительно стабильная структура рынка в части основных поставщиков решений. В то же время они отметили некоторые новые тенденции, которые возникают вследствие формирования текущих экономических условий.

Главным, по мнению Евгения Кабанова, является, во-первых, уход WMS в отраслевую специализацию. Именно наличие сконфигурированных под определенную отрасль версий систем без ущерба качеству реализации проекта позволяет существенно снижать сроки их внедрения и стоимость проекта в целом. И во-вторых, процесс формирования импортозамещения ставит во главу угла управление цепями поставок производителя. Если наличие WMS-системы у логистического оператора или дистрибутора уже давно стало нормой, то спрос на WMS от производственных компаний только набирает обороты.

Похожей точки зрения придерживается Дмитрий Блинов: кризис не прошел бесследно, изменился тип предприятий, которые чаще обращаются с запросом на внедрение WMS. Если раньше это чаще были дистрибуторы, то теперь львиная доля заявок приходится на производственные компании. Довольно большой объем сырья и материалов для производства идет из-за рубежа, поэтому у российских производителей нет заинтересованности в накоплении средств при таком колебании курса, они стараются быстро осваивать полученные средства. Освоение в данном случае заключается в том, что деньги вкладываются в развитие производства и складского комплекса.

Владимир Пученков считает, что, ввиду резкого роста валютного курса и тренда на импортозамещение, интерес к решениям российских разработчиков за последние месяцы предсказуемо увеличился. Но в целом соотношение количества проектов с отечественными и западными решениями сохранилось примерно на том же уровне. Крупные компании, которые заинтересованы в гибких и масштабируемых системах с широким набором функций, как и год назад, предпочитают хорошо зарекомендовавшие себя решения зарубежных вендоров. Если определяющим критерием для клиента является общий бюджет проекта, сейчас он скорее выберет российский продукт и будет внедрять систему самостоятельно.

Анастасия Сидорец полагает, что решения отечественных компаний продолжают завоевывать рынок, доля российских программных продуктов на рынке WMS постепенно продолжает расти. Это тенденция наблюдается уже несколько лет, и в этом году, по оценкам, доля отечественных решений в общей структуре российского рынка WMS тоже незначительно увеличится. Это прежде всего связано с политикой импортозамещения – многие крупные компании все чаще смотрят в сторону отечественных разработок на платформе 1С.

Владимир Малышев, отмечая сложность оценки рынка в еще не сформировавшихся условиях, отметил ряд самых важных, наиболее очевидных тенденций. Во-первых, выросла доля внедрений WMS-систем российского производства. Можно сделать вывод, что причина не только в цене (импортные системы, как правило, дороже), а в стремительно повышающейся конкурентоспособности систем российского производства. Качество продукта, функциональность, уровень услуг и гарантии во многом превышают аналогичные показатели импортных систем. К тому же далеко не все импортные системы до сих пор достаточно адаптированы к условиям российской действительности. Для работы с паспортами, акцизами, сертификатами им скорее всего потребуются доводки, которые уже учтены в базовом функционале отечественных WMS. Таким образом, наилучшая экономическая эффективность достигается при внедрении систем российского производства.

Кроме того, эксперт констатирует существенный рост требований к WMS со стороны заказчиков. Они касаются не только функциональности системы, но и сроков внедрения, стоимости владения и массы других показателей. Все больше компаний конкретизируют, что именно их не устраивает в текущей ситуации и что конкретно они хотят получить, внедрив решение. В одном случае нужно направить усилия на увеличение пропускной способности склада или распределительного центра, поскольку эти объекты в текущем состоянии просто не справляются с нагрузкой, а в другом – в первую очередь добиться повышения точности сборки заказов, уменьшить пересорт, увеличить свободное место.

И в-третьих, имеет место тенденция перехода от простой автоматизации складских процессов к глубокому их анализу, оптимизации и последующей автоматизации. Анализируется топология склада, выявляются узкие места. Уделяется внимание особенностям размещения и отбора того или иного товара. Как правило, глубокая проработка складских процессов в совокупности с автоматизацией посредством WMS-системы дает положительный эффект на 20–50% больший, чем простая автоматизация.

Более детерминированную оценку складывающейся конкурентной ситуации дает Георгий Иванов. По его мнению, на российском рынке существует четкая сегментация WMS-решений по странам-разработчикам. Часть решений представлены зарубежными компаниями. В отличии от решений WMS, предлагаемых российскими интеграторами, в частности, таким как «Первый БИТ», стоимость зарубежных программных продуктов привязана к валюте, что при нынешнем курсе делает их недостижимыми для большинства мелких и средних складов. В связи с этим, многие клиенты рассматривающие зарубежные решения, все больше стали присматриваться к отечественным разработкам, в том числе и на базе «1С».

Фактически все эксперты сходятся на том, что текущий курс рубля естественным образом создает преференции российским производителям и открывает для них окно возможностей. В то же время у крупных иностранных поставщиков пока остается достаточно большая доля рынка, в которой преобладают особо сложные, высокотехнологичные решения, ориентированные на крупные компании, для которых связанные с бюджетом проекта вопросы не являются определяющими.