CBRE проанализировала рынок потребителей складов

CBRE, ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости проанализировала рынок конечных потребителей складской недвижимости в Московской области. Так, по итогам 2019 г. доля ритейлеров среди конечных потребителей складской недвижимости в Московской области увеличилась до 31%, составив 3,6 млн. м2. При этом доля онлайн-ритейла, показывающего рост за последние два года, все еще не превышает 6% в общем объеме складского рынка класса А. Суммарно с 2013 г. по настоящее время занимаемая онлайн-ритейлерами площадь складов выросла со 180 тыс. м2 до 700 тыс. м2 в 2019 г.

Безусловным лидером в структуре используемых складов по товарным группам являются продуктовые сети. Занимаемые продуктовым ритейлом площади за 6 лет увеличились в 2,3 раза. Прирост занимаемых этим сегментом площадей составил 1 млн. м2. Положительная динамика обусловлена ростом доли продуктов питания в структуре расходов населения (в 2019 г. доля расходов москвичей на продукты для домашнего питания составила 26,8%, тогда как в 2013 г. она составляла 20,8%), а также переход крупных продуктовых сетей, прежде арендовавших складские площади у логистических операторов, на прямую аренду или владение (не менее 25% прироста площадей за рассматриваемый период или около 550 тыс. м2). Среднегодовой темп роста в сегменте составил 16,3%.

Вторыми в структуре занимаемых складских помещений по-прежнему остаются логистические операторы (22%). За 6 лет занимаемые логистическими операторами площади увеличились с 1,6 млн. м2 до 2,6 млн. м2. Таким образом, среднегодовой темп роста в сегменте составил 8%. Аналитики CBRE отмечают замедление роста сегмента ввиду его зрелости и большого объема, а также по причине изменения состояния экономики. Так, в кризисный период произошли снижение рентабельности логистического сектора и смена стратегии его развития: логистические операторы больше не занимают большие площади «впрок» с расчетом на потенциальных клиентов; новые склады берутся под уже подписанные контракты. При этом, по оценкам специалистов компании CBRE, запросов на аутсорсинг логистики не так много в сравнении с докризисным периодом, многие крупные клиенты логистических операторов переходят на прямую аренду. Логистические компании адаптируются к такой тенденции и готовы обслуживать клиента на его площадях.

«Несмотря на небольшую долю онлайн-ритейла в структуре занимаемых складских помещений (6%), этот сегмент является самым быстрорастущим. Среднегодовой рост в сегменте оценивается на уровне 25%. Такой темп роста обеспечивается активным развитием интернет-торговли. В 2020 г. мы ожидаем дальнейший рост спроса на складские площади со стороны этой категории потребителей», – отмечает старший директор, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости CBRE Антон Алябьев.

На третьем месте в структуре занимаемых складских площадей находятся дистрибьюторы с 15% (1,8 млн. м2). Среднегодовой прирост в сегменте оценивается на уровне 12,1%. Основу прироста площадей в этой категории сформировали компании, которые впервые брали складские площади класса А в Подмосковье под собственные нужды – 63% всех площадей дистрибьюторов на конец первого полугодия 2019 г. Заметно нарастили свою долю компании, работающие с автозапчастями. Сегмент бытовой техники и электроники, напротив, рос медленно, отражая негативные тренды в розничных продажах этой товарной группы, и заметно сократил свою долю площадей.

Замыкают четверку основных потребителей складов производители, повысившие качество занимаемых ими складов (12%, или 1,4 млн м2). Среднегодовой рост в сегменте находится на уровне 15,3%. Самыми крупными игроками здесь стали производители продуктов питания, товаров народного потребления и автокомпонентов.

Крупнейшие сделки аренды за 6 лет
Год Компания Площадь (м2) Направление
2018 Ozon 122 075 E-commerce
2015 X5 Retail Group 65 698 Retail
2016 SLG 59 789 Logistics
2016 О’кей 59 654 Retail
2015 Дикси 54 257 Retail
2018 ВкусВилл 51 573 Retail
2016 Hoff 50 000 Retail
2019 Askona 47 667 Production
2017 X5 Retail Group 45 999 Retail
2016 Castorama 42 445 Retail
2015 Дочки-Сыночки 42 232 Retail
2015 Гипермаркет «Глобус» 40 063 Retail
2015 Nopeus Art 40 000 Logistics
2014 STS Logistics 39 787 Logistics
2019 Yandex 39 131 E-commerce
2018 ID Logistics 37 000 Logistics
2019 Спортмастер 35 044 Retail
2015 OBI 34 680 Retail
Источник: исследования CBRE, 2019
Крупнейшие сделки по приобретению за 6 лет
Год Компания Площадь (м2) Направление
2019 Мистраль 55 500 Дистрибуция
2015 Adidas 46 603 Ритейл
2018 Максидом 41 491 Ритейл
2014 NC Pharm 25 191 Дистрибуция
2015 Ресанта 24 531 Производство
2015 Naturfoods 23 201 Дистрибуция
2017 Marr 22 350 Производство
2014 X5 Retail Group 22 280 Ритейл
2014 Exist 15 709 E-commerce
2017 Rendez-vous 14 560 Ритейл
Источник: исследования CBRE, 2019