Пять причин для внедрения интеграции WMS с другими решениями в 2020 году

Андрей Путин, эксперт

WMS (warehouse management system, рус. система управления складом) — это информационная система, которая автоматизирует управление бизнес-процессами на складах — от приемки и размещения до хранения, комплектации и возврата.

В минимальный «джентльменский» набор WMS-функций, которые сейчас есть на любом складе площадью 1–10 тыс. м2, входят следующие компоненты:

• Автоматическая идентификация. Данные о товарах закодированы и нанесены на упаковку и тару в виде этикетки со штрихкодом или RFID-меткой, считывание выполняется с помощью радиотерминалов.

• Адресное хранение. Каждой ячейке на складе присваивается свой код с ее адресом (зона хранения, номер стеллажа, номер секции, номер полки и т. д.), каждому товару при поступлении также назначается свой адрес.

• Оптимизация процессов сборки составных грузов. Программа подсказывает самый короткий маршрут, по которому должен проехать комплектовщик, чтобы быстро собрать все ТМЦ к отгрузке;

• Учет товара – инвентаризация, работа с браком и возвратами.

Крупным логистам со складами площадью более 10 тыс. м2 этого недостаточно: им нужно интегрировать свою WMS с другими информационными системами – как с внутренними (система управления конвейером, система контроля доступа и т. д.), так и с внешними (информационные системы заказчиков – мерчантов и исполнителей – служб доставки, транспортно-экспедиционных компаний и т. д.). WMS у таких компаний уже есть (в некоторых случаях даже не одна, а три и более), но вопрос «сшивки» с другими информационными системами, как правило, еще не решен. Насколько критично успеть заказать разработку таких интеграций уже сегодня? Какие выгоды упускают логисты, когда откладывают разработку комплексных IT-решений в долгий ящик?

Поговорим подробнее о главных выгодах от интеграции WMS с другими информационными системами для крупных логистических компаний.

Опередить конкурентов по уровню сервиса. В октябре 2019 г. Совет профессионалов по цепям поставок сделал прогнозы на 2020 г. Эксперты говорят о том, что ключевой ценностью для многих клиентов транспортно-логистических компаний будут не низкие цены, а высокий уровень сервиса – в том числе и уровень внедрения IT-технологий в бизнес-процессы, от которого зависят скорость и качество всей работы.

Чтобы максимально соответствовать этим трендам и опережать конкурентов по скорости и качеству, нужно объединять все информационные системы в единую сеть. Тогда информация обо всех транспортно-логистических операциях будет обрабатываться быстро и без потерь, заказы будут прозрачными, будет легко формировать их и отслеживать выполнение. А значит, такая компания будет выгоднее для партнерства, чем многие другие.

Войти в сегмент e-сommerce и стать привлекательным фулфилмент-оператором. По данным Pricewaterhouse Coopers, цифровизация – главный тренд в транспортно-логистической отрасли. Торговля все больше уходит в онлайн, а логистика для e-commerce имеет свои особенности (высокие требования к сервису «последней мили», штучные заказы, быстрая доставка в любое время и в любое место). Тот, кто лучше адаптирует процессы к этим требованиям, получит доступ к рынку, который в ближайшие пять лет может вырасти в 2,5 раза. Лидеры отрасли уже интегрируют свои WMS со службами доставок, добиваясь конкурентного преимущества: нужно успеть прыгнуть в этот вагон в 2020 г., чтобы не было мучительно больно лет через пять (а может, и раньше).

Исключить ошибки из-за человеческого фактора. «Все, что может пойти не так, пойдёт не так» гласит закон Мерфи. Если вы придерживаетесь философии poka-yoke («защита от ошибок»), родившейся на заводах Toyota, то наверняка заботитесь о том, чтобы бизнес-процессы исключали саму возможность просчета и недосмотра. С современными WMS делать это легко: нужно правильно запрограммировать оборудование, которое используют сотрудники, или вообще исключить из рабочего цикла часть ручных операций, интегрировав WMS со складским конвейером, сервисом печати и т. д. В таких условиях невозможно что-то перепутать, потерять, забыть по невнимательности.

Обеспечить безопасность ТМЦ. Во-первых, WMS можно интегрировать с системами контроля и управления доступом (СКУД), чтобы фиксировать все данные о перемещениях сотрудников и транспорта со склада и на склад. Контроль входа/выхода может проводиться не только по электронным пропускам, но и по биометрическим данным (лицу, отпечатку пальца) или с помощью камер видеонаблюдения. Это предотвращает хищения и помогает быстро найти виновных, если кража все же произойдет.

Во-вторых, когда на складе установлена WMS, сотрудники реже считают товар вручную или не считают вообще – так минимизируется риск ошибок или подлога при пересчете и инвентаризациях. Операторы «вооружены» радиотерминалами или другими устройствами для считывания штрихкодов, и вместо ручного подсчета и крыжиков в ведомости они просто подносят устройство к штрихкоду. Сведения с датчиков считывающих устройств сразу отправляются в систему уетта ТМЦ (если настроена интеграция). Это делает работу быстрее, а главное – повышает достоверность результатов.

Поддержать внутренние реформы, изменения в бизнес-процессах. «Предложение на рынке перевозчиков и транспортно-экспедиционных компаний очень большое, и выигрывают те компании, которые могут снизить издержки на перевозки не завышая тарифы, а оптимизируя бизнес-процессы, – объясняет Людмила Симонова, Партнер исследовательского агентства M.A.Research. – Такие компании могут расти на 50% в год даже на падающем рынке: среди крупных игроков примеров достаточно».

Успех внедрения и интеграции WMS во многом зависит от упорядоченности бизнес-процессов. Иногда реформы в компании начинаются с пересмотра процессов, а автоматизация подтягивается позже. Но чаще, наоборот, старт внедрения WMS и других информационных систем как прожектор «подсвечивает» проблему: автоматизировать хаос невозможно.

Как сегодня обрабатывают интернет-заказы на складах без «сшивки» WMS с ИС транспортно-экспедиционных компаний?

Оператор должен вручную отправить все данные о заказах, которые нужно доставить со склада, в службу доставки. Обычно это выглядит как excel-файл или электронная заявка в «Личном кабинете» на сайте LMS. После этого за грузом приезжает водитель с документами. Документов много, и все их вручную готовят, обрабатывают, хранят. Представляете, какую трудоёмкость имеют все эти операции на складах с грузооборотом в несколько миллионов SKU ежедневно? Система неповоротливая и немасштабируемая, а ведь эти бизнес-процессы можно успешно автоматизировать (у нас есть большой опыт в этом вопросе), а лишние операции – исключить.

Кстати, то, как ваш IT-подрядчик относится к BPM (business process management, рус. управление бизнес-процессами), многое говорит о его подходе к качеству. Анализирует ли он ваши действующие процессы и предлагает ли улучшения? Или «не лезет не в свое дело» и «лепит из того, что было»?

В работе над сложными системными интеграциями мы идем в следующей последовательности.

На первом этапе выполняем аудит текущих решений и оптимизируем технологические и бизнес-процессы в соответствии с задачами компании-заказчика. Мы делаем это потому, что нам не все равно, как клиент строит цепочку процессов, все должно быть строго функционально и при этом оправданно с точки зрения целей его бизнеса. В фокусе – прибыль заказчика от разработки.

Второй этап – собственно разработка программного обеспечения. Сюда входит работа по созданию нужных модулей, подсистем, компонентов, сервисов, пользовательских и функциональных интерфейсов. На третьем этапе оформляем эксплуатационную документацию. Она поможет заказчику приступить к использованию внедренных решений.

Завершающий этап – обучение и сертификация сотрудников, которые будут использовать наши разработки.

Мы рассмотрели пять главных причин для внедрения WMS и ее интеграции с другими информационными системами на складах крупных логистических компаний. Казалось бы, все доводы «за», но не будем забывать о важном условии, которое ставит крест на половине таких интеграций. Пока команда заказчика совместно с разработчиками не проведет Impact Mapping – анализ на соответствие задач бизнес-целям – и не рассчитает юнит-экономику всех планируемых решений, не стоит приступать к интеграциям. Советуем обратить на это особое внимание до заказа разработки.