Фронтальные грузовые стеллажи

Фронтальные стеллажи – сегодня одна из наиболее эффективных технологий хранения грузов, которую держат в своем арсенале большинство логистических компаний. Стеллажные конструкции такого типа позволяют оптимально управлять товаропотоком, максимально эффективно осуществлять сортировку, позволяют оптимизировать затраты на внутрискладское перемещение грузов.

Технология хранения

Грузовые стеллажи чаще всего устанавливаются параллельными сдвоенными рядами, с таким расстоянием между стеллажами, которое позволяет беспрепятственно перемещать погрузочную технику. Глубина стеллажей, как правило, не превышает одной палеты, что гарантирует быстрый доступ к любой единице хранимого груза.

Наиболее распространенный формат размеров таких стеллажей – 2–4 палеты в одной секции. Причем количество палет определяется, как правило, еще на стадии проектирования склада, когда заказчик уже четко понимает, какой тип грузов будет храниться на стеллажах. Габариты груза и ожидаемый вес определяют предельно возможное количество палет в одной секции стеллажа. Высота, количество уровней грузовых стеллажей ограничено, в первую очередь, возможностями складской техники и высотой складского помещения. Для современных отечественных высотных грузовых стеллажей, используемых наиболее успешными компаниями, высота в 9 или даже 12 м не является исключением из правил.

Межстеллажные проезды и типы погрузочной техники

Технические возможности и габаритные характеристики складской погрузочной техники являются основными факторами, влияющими на размер межстеллажного проезда проектируемого грузового стеллажа. Ширина проезда измеряется между внешними, обращенными к проезду, сторонами палет, находящихся на хранении в стеллаже, что обеспечивает точный расчет размеров и дает возможность максимально точно определиться с типом используемого оборудования.

При обработке грузов на стеллажах с небольшой высотой хранения, не превышающей 5 м, используются вилочные противовесные погрузчики, размеры которых требуют ширины проезда не менее 3,5 м. Высотные стеллажи предполагают использование более дорогостоящих и функциональных штабелеров с выдвижной мачтой типа ричтрак, которые имеют несколько меньшие габариты. При их применении рекомендуемая ширина проезда уменьшается до 3 м. В любом случае оба описанных типа напольного транспорта способны совершать поворот на 360° с грузом на вилах, при этом зазор между корпусом машины и поверхностью размещенной на стеллаже палеты остается не менее 100 мм, что гарантирует безопасность во время погрузочно-разгрузочных работ.

В последнее время все более популярной среди владельцев складов становится узкопроходная технология хранения, которая предусматривает монтаж стеллажей с шириной проезда не более 1,7 м. В этой технологии используется узкопроходный штабелер, который передвигается по рельсам и, как следствие, не осуществляет повороты в межстеллажном пространстве. Использование узкопроходной технологии позволяет максимально эффективно использовать складскую территорию, однако при этом возникает необходимость значительных дополнительных инвестиций в стационарную погрузочную технику и сопутствующую ей инфраструктуру.

Стандартные габариты палет в грузовых фронтальных стеллажах

Как правило, в современных грузовых стеллажах используются следующие типы палет:

  • американская – размер 1200 х 1200 мм;
  • европейская – размер 1200 х 800 мм;
  • финская – размер 1200 х 1000 мм.

Использование той или иной системы хранения может быть продиктовано стандартами, которые используют грузоотправители, либо габаритами самих грузов.

Вес палет в грузовых стеллажах может колебаться в диапазоне 0,5–2 т.

Направление расположения палет

Вся система внутрискладской логистики должна быть спроектирована на этапе технического обоснования проекта. При этом предполагаемое – продольное или поперечное  – расположение палет играет одну из ключевых ролей во всем процессе построения системы перемещения грузов и проектирования надежной и безопасной стеллажной конструкции.

При продольной системе размещения палет с грузом возникает необходимость дополнительных поперечных балок для увеличения надежности металлоконструкции стеллажа. Однако продольное размещение может быть хорошим решением для складских помещений с ограниченной площадью. Как правило, в складских помещениях большой площади, с большим количеством фронтальных стеллажей, используется поперечная система расположения палет, что обусловлено лучшими показателями в работе склада с большим грузопотоком. Обе системы предполагают размещение первого уровня палет непосредственно на полу склада, что учитывается при проектировке складского помещения.

Единственным исключением являются стеллажи, которые установлены в системе хранения, использующей узкопроходную технологию, – тогда предполагается применение стационарной погрузочной техники, перемещение которой осуществляется по специальным рельсам. В этом случае погрузочная техника не способна уложить палету на пол из-за наличия рельс. Вследствие этого в таком случае нижний уровень хранения палет устанавливается на балки на высоте 300 мм.

Стандарты

При проектировании фронтальных грузовых стеллажей всегда учитываются международные и региональные стандарты – складская конструкция, которая не удовлетворяет этим нормативам, может оказаться попросту бесполезной из-за несоответствия общепринятым габаритам грузов и погрузочной техники.

Большинство европейских компаний при проектировке складских стеллажей используют стандарты FEM. Исключением являются лишь некоторые немецкие производители, которые используют региональные стандарты. Стандарты FEM определяют требования не только к фронтальным стеллажным системам, но и ко всем типам складских стеллажей, изготавливаемым и эксплуатируемым в ЕС.