CeMAT Russia 2016:
как организовать современный склад (Часть 1)
20–22 сентября в Москве с успехом прошла 7-я Международная выставка складской техники и систем, подъемно-транспортного оборудования и средств автоматизации склада CeMAT Russia 2016. Организатором экспозиции выступила компания Deutsche Messe.
В выставке, ставшей крупнейшим событием года в области отечественной интралогистики, приняли участие 107 экспонентов из шести стран: России, Германии, Бельгии, Италии, Китая и Шри-Ланки. Общий размер выставочных площадей составил более 6,4 тыс. м2. Компании представили на своих стендах технику для транспортировки и штабелированная грузов, различные типы стеллажных конструкций, перегрузочное и конвейерное оборудование, программное обеспечение для склада, оборудование для автоматической идентификации и многое другое. Несмотря на то, что время проведения выставки в этом году сократилось, а число ее участников несколько уменьшилось, уже в первый день ее работы павильон в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» был заполнен посетителями – вопреки многочисленным прогнозам о снижении активности на рынке. За три дня выставку осмотрели почти 5 тыс. специалистов – представителей торговых сетей, производственных предприятий и логистических компаний из 28 стран мира и 65 регионов России. Существенно выросло количество посетителей, пришедших на выставку с целью поиска товаров и услуг для своего бизнеса, – в этом году их число превысило 3,2 тыс. человек.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в экспозиции приняли участие многие лидеры рынка – как российские, так и зарубежные. Достаточно большое число компаний приняли участие в выставке впервые. Традиционно наиболее представительной ее частью стала техника для транспортировки и штабелирования грузов. Самыми крупными в этом разделе традиционно стали стенды компаний STILL, Jungheinrich и ИСТК.
Известная немецкая компания STILL представила широкий спектр подъемно-транспортного оборудования премиум-класса. Одна из новинок этого года – дизельный погрузчик серии RX 70 с гибридной технологией. Эта уникальная технология, используемая только на технике STILL, сочетает в себе преимущества мощного двигателя внутреннего сгорания с легкой управляемостью электропогрузчика. Благодаря комбинации дизельного и электрического двигателей модель RX 70 при расходе топлива 2,5 л/ч является мировым лидером по экономичности, при этом выброс выхлопных газов в атмосферу у нее на 60 % меньше, чем у аналогичных моделей.
Еще одна новинка – автоматизированная система погрузки и разгрузки встроенных тележек для грузовых автопоездов, применяемых в производственной логистике. Конструкция автопоезда STILL включает тягач и прицепные элементы, выполненные в форме B-, C- или E-образных рам. Гибкая комбинация различных типов рам и встроенных тележек позволяет эффективно перемещать грузы разной формы. Прицепные элементы отличаются высокой боковой устойчивостью и могут загружаться с обеих сторон. С помощью автопоездов владельцы предприятий не только сэкономят дорогостоящие логистические площади, но и сократят уровень складских запасов, потребление энергии, а также снизят риск несчастных случаев за счет меньшего объема трафика. Помимо новинок посетители стенда смогли увидеть такие популярные модели складской техники STILL как ричтрак FM-X, электропогрузчик RX20, вертикальный комплектовщик заказов EK-X и электрическая тележка с откидной платформой EXU.
На стенде концерна Jungheinrich демонстрировалась широкая линейка новой продукции и самых передовых технологий для интралогистики. Новинка этого года – компактный штабелер EMD 118 с поворотной рукоятью – позволяет вдвое повысить производительность погрузо-разгрузочных операций благодаря тому, что способна перемещать одновременно два поддона. Модель универсальна в применении и отлично подходит для обычной и двухуровневой погрузки-выгрузки фур, штабелирования на второй ярус, эргономичной комплектации и выкладки товара, например, в магазине. По выбору она может быть оснащена свинцово-кислотной, гелевой или литий-ионной аккумуляторной батареей. Благодаря литий-ионной технологии и встроенному зарядному устройству аккумулятор EMD 118 не нуждается в обслуживании и может подзаряжаться от бытовой розетки напряжением 220 В при любом уровне разряда. Зарядка на 50 % осуществляется всего за 30 мин., а полная подзарядка – за 80 мин.
Еще одна модель – ричтрак Jungheinrich ETV 112 с обновленным дизайном – вызвала большое внимание посетителей стенда благодаря вспомогательной системе лазерного позиционирования вил. Лазерное устройство на каретке ричтрака обеспечивает точность позиционирования вил даже на высоте более 10 м. Это позволяет значительно снизить рабочую нагрузку на оператора, повышает точность и безопасность размещения грузов. При этом ширина модели составляет всего 1120 мм, что позволяет оператору комфортно обрабатывать грузы как на фронтальных, так и на набивных стеллажах.
Узкопроходный комби-штабелер EKX 516 с высотой подъема до 17,5 м – принципиально новая модель Jungheinrich, ставшая победителем престижной премии IFOY 2016, – задает новую планку на мировом рынке этой техники. Одно из преимуществ новинки – возможность дополнительного бокового смещения вил, благодаря чему EKX 516 может работать в проходах разной ширины, например, от 1,6 до 1,8 м. Посетителям стенда Jungheinrich представилась возможность не только увидеть новый EKX «вживую», но и испытать себя в роли оператора штабелера с помощью очков виртуальной реальности.
Компания также продемонстрировала новую пятую серию погрузчиков DFG/TFG с двигателем внутреннего сгорания. Представленная на стенде модель DFGS50 с гидродинамическим приводом позволяет обрабатывать грузы массой до 5000 кг при большем, чем у аналогов, центре тяжести (600 мм). Погрузчик сочетает в себе все эргономические преимущества двух предыдущих серий, но имеет более высокий класс грузоподъемности. Значительный интерес вызвала также уникальная четырехходовая тележка, позволяющая легко перемещать габаритные или длинномерные грузы в четырех направлениях движения (вперед-назад/вправо-влево) благодаря дополнительным поперечным опорным роликам.
Техника концерна оснащается самыми прогрессивными и надежными компонентами электросистемы собственного производства и поэтому отличается высокой энергоэффективностью. Благодаря им Jungheinrich предлагает уникальную технологию 2Shifts1Charge (две смены – один заряд), которая впервые анонсируется в России. Компания гарантирует, что новые модели техники в определенной комплектации и при соблюдении правил эксплуатации могут работать до 16 ч на одном заряде АКБ.
На стенде фирмы ИСТК – эксклюзивного дистрибутора знаменитого японского концерна Komatsu в России – посетители смогли увидеть как популярные вилочные погрузчики Komatsu FD25T-17 и Komatsu FG18T-21, представляющие разноплановую линейку с разным типами двигателей, типами мачт и высотой подъема, так и инновационную разработку – модель Komatsu FB25-12. Этот погрузчик предназначен для работы на улице, при этом стоимость владения у него такая же низкая, как у электроприводных машин, за счет высокого уровня влаго- и пылезащиты, тяговых характеристик и производительности. Складскую технику Atlet by Unicarriers представили ричтрак UMS200, который превосходит по эргономике аналогичные машины других брендов, штабелер-транспортировщик PDP200, способный перевозить одновременно две палеты, а также популярный штабелер Atlet PSP125 TV419.
На своем стенде компания «Нак Машинери», официальный дилер производителя Hyster-Yale, показала технику Yale: трехопорный электропогрузчик ERP15 VT с навесным оборудованием Bolzoni-Auramo, дизельный 7-тонный погрузчик Veracitor 70VX, ричтрак MR16, штабелер MS 15X, транспортировщик палет MP 20X и MP 20. По утверждению специалистов компании, выставка продемонстрировала, что интерес потребителей к этой марке очень высок: превосходное качество бренда в сочетании с низкой стоимостью владения делает ее максимально привлекательной. Повышенным вниманием также пользовался мини-погрузчик BobcatS530 – универсальный помощник для обслуживания и уборки территорий складов.
В условиях санкций и отсутствия источников финансирования продолжается рост спроса на оборудование китайского производства. Это подтвердило присутствие на выставке большого числа таких экспонентов.
Известный производитель напольного транспорта Baoli входит во всемирно знаменитую группу KION, что является гарантией достойного качества выпускаемой им продукции. Компания выпускает весь диапазон вилочных противовесных погрузчиков, а также электроштабелеры и электротележки. На ее стенде можно было увидеть новую дизельную 2,5-тонную модель погрузчика, а также низкоподъемную палетную электротележку с поворотной рукоятью.
Компания «Севко» продемонстрировала технику известной китайской компании ЕР, которую реализует под маркой Liftrack. ЕР является крупнейшим предприятием отрасли в стране и в этом году вошла в двадцатку ведущих мировых производителей напольного транспорта. Кроме того, на стендах компании «Севко» можно было получить экспертную консультацию по вопросам технического оснащения склада, проектирования современных складских комплексов, внедрения системы управления складом SEVCO WMS и познакомиться с образовательным проектом «Академия склада».
Технику китайской марки Heli показала компания Asia MH. Ричтрак Heli CQD20-GB20S с высотой подъема груза на вилах до 11 м оснащен надежным контроллером Zapi (Италия) и мощной трехсекционной мачтой. Для удобства работы и повышения уровня безопасности он оборудован специальной видеокамерой и информативным дисплеем. Техника способна обрабатывать грузы до 2 т. Батарея повышенной емкости позволяет проводить погрузочно-разгрузочные работы в течение всей рабочей смены. Дизельный автопогрузчик Heli CPCD35NH серии New H с мощным и экономичным двигателем Isuzu (Япония) и с грузоподъемностью 3500 кг оснащен широкообзорной мачтой, что позволяет оператору следить за обработкой груза непосредственно с рабочего места. В погрузчике Heli CPCD35NH оборудована удобная и хорошо читаемая приборная панель. Электроштабелер Warun CDD10-070 М300 – небольшая по размерам, но очень эффективная машина, позволяющая в несколько раз увеличить производительность складских работ. Всего на стенде компании Asia MH были представлены 7 моделей подъемно-транспортной и складской техники. Во время выставки на стенде компании присутствовала китайская делегация завода Heli – ведущего производителя подъемно-транспортной техники в Китае.
Сразу несколько моделей дизельных и электрических погрузчиков продемонстрировал на своем внушительном стенде еще один производитель из КНР – Zhejiang Goodsense Forklift Co., Ltd. В настоящее время компания строит завод по производству этой техники в России.
При обилии оборудования зарубежного производства, к сожалению, отечественных изготовителей напольного транспорта пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Ведущим их них, безусловно, является ПАО «МЗиК». Предприятие представило на СеМАТ электрический погрузчик серии МР20, серийно выпускаемый с 2014 г. и в этом году успешно прошедший испытания с использованием литий-ионных аккумуляторных батарей. Погрузчики «ЗиК» работают с грузами массой до 2,0 т, высота подъема груза – до 6,0 м. Привод на каждое ведущее колесо позволяет машине совершить разворот практически на месте, при наличии специального грузоподъемника техника может работать в помещениях высотой 2 м. Главной инновацией стала возможность оснащения электропогрузчиков «МЗиК» литий-ионной аккумуляторной батареей. Использование этой технологии позволит снизить общую стоимость владения погрузчиков марки «ЗиК», так как для зарядки таких АКБ не требуется отдельное помещение, сам процесс зарядки осуществляется быстро (до 90 % емкости за 2 часа). Литий-ионные аккумуляторные батареи имеют высокий показатель ресурса (не менее 3000 циклов заряд/разряд), а также низкий саморазряд. Таким образом, «МЗиК» сделал новый шаг в повышении энергоэффективности производимой техники.
Как отмечают специалисты «МЗиК», такая модернизация техники является мейнстримом в складской и промышленной логистике за последние годы. Переход на литий-ионную технологию стал одной из основных тенденций на рынке напольного транспорта в последние годы и ее внедрением активно занимаются все ведущие производители. Особенно интересно, что и отечественные компании ведут серьезную работу в этом перспективном направлении, стремясь занять свою нишу, многие из них приняли участие в выставке и смогли показать последние разработки.
На стенде компании «Акку-Фертриб» была представлена новая батарея STARK Lithium, созданная на основе литий-железо-фосфатной технологии (LiFePO4). Литий-ионные батареи STARK Lithium с активной системой управления и балансировки – это источники электропитания премиум-класса, обладающие увеличенным запасом энергии, обеспечивающие высочайший уровень производительности, надежности и долговечности. Их сборка осуществляется на Рязанском аккумуляторном заводе «Тангстоун», который на сегодняшний день является одним из самых современных и динамично развивающихся предприятий отечественного промышленного комплекса по производству АКБ различных технологий. Время заряда батареи STARK Lithium – 2 часа, она оснащена пультом дистанционного управления, активной системой балансировки, не требует специального зарядного помещения.
Еще один лидер мирового и российского рынков тяговых батарей – компания EnerSys – представила новый тяговый аккумулятор Ironclad, который уже давно успешно эксплуатируется на американском рынке, а теперь стал доступен и в России.
Российский разработчик источников питания EnSol в этом году принял участие в выставке совместно со своим стратегическим партнером – производителем зарядных устройств австрийской компанией Fronius. На стенде была представлена уникальная разработка – литий-ионный аккумулятор следующего поколения EnSol 18650. Он составлен из ячеек, содержащих батарейки 18650 повышенной емкости, что дает возможность пользоваться всеми преимуществами необслуживаемых литий-ионых аккумуляторов при круглосуточном режиме работы склада. Элементы 18650 обладают большей гибкостью при подборе мощности и применимы на складах с высокой интенсивностью работы. Кроме того, компания EnSol представила решения для объектов со специфическими условиями работы: EnSol Frost – для складов-холодильников при работе с пищевыми продуктами с температурой работы до –35 °С (используются на продуктовом складе Food City и логистическими операторами, работающими с поставщиками пищевых продуктов) и EnSol Fusion – литий-ионные аккумуляторы для условий экстремально высоких температур (до 80 °С).